Дурылин, С. Н. За полуночным солнцем. По Лапландии пешком и на лодке/ Сергей Дурылин. – Москва : Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1913. – 118, [1] с.: ил. – (Библиотека И. Горбунова-Посадова ; № 283).

— 61 — У Юбмела былъ внукъ, сынъ его дочери и злого духа Перкеля, богъ-громовникъ, богъ-громъ Айеке; онъ и золъ, и добръ, потому что произошелъ и отъ дочери добраго Юбмела, и отъ злобнаго Перкеля. Айеке мечетъ стрелы и зъ лука, а лукъ его—радуга, по-лопски „д-Ьдовъ-лукъ", такъ какъ Айеке и значитъ „д-Ьдъ". И зъ множества лопскихъ^древнихъ боговъ больше всЬхъ другихъ почитались богъ солнца—Бейле или Пейве, богъ охоты, богъ дикой природы и зверей Сторьюнкаре, и власти­ тель подземной страны—злой Рота или Руота. JltcHoe жилище лопаря въ л-ктнее время. Съ фотохраф'т 3. 3. Виноградова. Солнце—Бейле или Пейве—объ-Ьзжаетъ м 1 ръ на прекрас- номъ олен^з или на огромномъ медведе. У него, у Солнца, мать, у него жена, сестры, дочери. Его сопровождаюсь дни недели—это святые мужи Айлексъ-Олмакъ. Полгода Бейле на олене свети тъ Mipy —и тогда Пахьола а я е т ъ неугасимымъ огнемъ, и полгода Бейле скрывается где-то, и тогда Пахьола покрывается тьмой. П одъ землей, въ тихой стр ан е мертвыхъ, души отшедшихъ людей, вселенныя въ новыя тел а, или му- чатся за земное зло, или блаженствуютъ за добрыя земныя дела. Т амъ властительствуетъ злой Рота. Но в сех ъ больше чтилъ лопарь великаго святого Сторьюн­ каре, Стурро-Пассе,—бога дикой лопской природы, зверей,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz