Библиотека как социальный институт сохранения и устойчивого развития культур и культурного самовыражения коренных народов Севера= Library as a social institution for conservation and sustainable development of cultures and cultural expressions of the North indigenous peoples : международная научно-практическая конференция, 20-23 ноября 2012 г. : сборник материалов / сост.: Михайлова Е. Р., Иванова С. В. – Мурманск : МГОУНБ, 2013. - 226 с.
А. Слезскинского «Поездка на Мурман» - описание Пазрецкого погоста, а в его же работе «Промыслы беломорские населения» - описание саамского селения Сосновка. В конце XIX века насущной проблемой стала тема демографии саамов. Вопросы ассимиляции, как культурной, так и языковой, смены места проживания саамов, растворения их среди других народов стали центральными в ряде научных работ. Многие авторы обращались к статистике численности, рождаемости, смертности саамов, периодичности и размерам эпидемий и многим другим вопросам (Д.Н. Островский «Путеводитель по Северу России», А. Сиденснер «Описание Мурманского побережья», Ф. Уильрих «Кемский уезд и рыбные промыслы на Мурманском берегу во врачебном и экономических отношениях»). А. Сиденснер поднимал вопросы изменения численности саамов в более ранние периоды, т.е. с исторической точки зрения. Значительной вехой в истории саамов стало их крещение. Во многих работах можно найти сведения о просветительской деятельности среди лопарей прп. Трифона Печенгского. Духовный подвиг Кольского святого, трудности, с которыми ему приходилось сталкиваться, отношение саамов к нему и к православной вере были описаны в работе «Печенгский монастырь, ныне исчезнувший с лица земли» и в книге Н.Ф. Королькова «Трифоно-Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифоном, просветителем лопарей, его разорение и возобновление». Просветители саамов XIX - начала XX вв. на Кольской земле не остались незамеченными учеными и путешественниками. Священники Георгий Кириллович Терентиев (1823-1904) и Константин Прокопьевич Щеколдин (1846-1916), оставили после себя добрую память среди местного населения, в том числе и среди саамов. Благодаря о. Георгию в ряде погостов появились школы, где обучались 152
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz