Альманах саамской литературы. Москва, 2019.

стало черникою. Тут гора ревностно тень отбросила, заслонив от всех свою ягоду, превратив ее в черный глаз. Чуммнэшш-ягода под горой рассыпалась, в себе сок накопив освежающий. Птицы, звери — все любят испить ее, а больше всех она вороне понравилась. Слетела птица в заросли и давай ягоды с веточек общипывать, да так ловко это делала, что рассмешила Йммель-айя. — Вороника, вороника! Пусть зовется эта ягода. И пока все за вороной наблюдали, про пятую ягоду забыли совсем, а у той белые колокольчики долго висели, совсем не желая превращаться в ягоду. По большой горе олень бежал, поранил об камень ногу да в горячке бега не заметил, как кровь с нее на ягоды капала, а когда гора превратилась в прекрасный ковер, она обратила на себя внимание. Руппсесь-красная ягода на горе появилася. Йиммель-Бог на оленя с удивлением посмотрел, остановил и сказал: — Ты нечаянно ягоде цвет крови придал, так назови ее нам. Не умел олень слова выговаривать, из горла его лишь один звук вырвался. «Ённг» звук тот был. С тех пор стали саамы называть эту ягоду — «ённг», что означало брусника- ягода. Так вот все лето на Севере цветут, созревают ягоды. Хоть и не много видов Господь Бог дал нам их, зато все основные цвета в тундре имеются, начиная с белых цветков морошковых, листьев буро-зеленых ягодных до чуммнэшш — вороньего лакомства. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz