Альманах саамской литературы. Москва, 2019.

премию Северного Совета за поэтический сборник «Мой отец Солнце» (Solen, minfar). Саамский оригинал — Beaivi ahcazan — включал в себя стихи и серии исторических фотографий саамов со всей территории Лапландии. Валкеапяя и многие другие саамские авторы используют многообразие возможностей художественного выражения в своих литературных произведениях. Другие авторы этого поколения — Рауни Магга Луккари, Йовнна-Анде Вест и Синнев Персен. Некоторые из стихов Луккари, как и стихи Карэн Аннэ Бульйо, представленные в этой книге, были положены на музыку и спеты известной саамской артисткой Мари Бойне и, таким образом, стали известны широкой аудитории. Саамские авторы, родившиеся в 1960-е годы и позднее, представляют поколение саамов, которое не несет на себе бремени предыдущих поко­ лений, пожиная плоды общественно-политического движения, начавшегося еще в 1900-х годах. Кроме того, именно они имели возможность учиться читать и писать на саамском с юного возраста. Многие представители этого поколения, не учившие родной язык, сейчас стремятся изучать саамский, и прогресс в этом направлении произошел по больше части благода- рядовому школьному законодательству, преподаванию саамского в школах, появлению общего самосознания коренных народов, а также саамскому политическому движению. Это поколение представляют такие авторы, как Ингер-Мари Айкио-Арианайк, Сири Брох Йохансен, Сигбйорн Скодэн, Анн- Хелен Лестадиус, Марет Анне Сара и Ниилас Холмберг. В отличие от многих других коренных народов мира, саамы пишут на родном языке. Наш язык представляется нам главным носителем традиций и знаний, он также играет важную роль в рамках исследований саамской литературы132. Язык во многом является источником силы 494 132Gaski, Н. (2013). 'Indigenism and Cosmopolitanism .A Pan-Sami view of the Indigenous perspective in Sami culture and research'. In AlterNative. An International Journal of Indigenous Peoples. Vol. 9, Issue 2. p. 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz