Альманах саамской литературы. Москва, 2019.

Этнополитическое возрождение Новое саамское движение, родившееся из общемирового протестного движения, возникло в 1970-е годы. Меньшинства и коренные народы требовали политических, культурных и экономических прав130. Первый семинар по саамской литературе состоялся в небольшом саамском поселении Сирбма в норвежской провинции Финнмарк в 1972 году. Результатом встречи стало издание сборника Callagat (Чааллагат), в котором были впервые опубликованы тексты многих саамских авторов. В это же время было основано первое саамское издательство, что привело к росту числа публикаций на саамском языке. Уникальной чертой 1970-х годов стало то, что многие женщины разных поколений начали писать книги. Саамским женщинам в этот период были даны большие возможности для образования за пределами начальной и средней школы. Те, кто начал заниматься литературой на саамском языке в 1970-е годы, посещали курсы, чтобы научиться писать на нем. Одна из них — Кирсти Палтто (род. 1947) из Утсйоки на севере Финляндии, стала первой саамской женщиной, опубликовавшей книгу на саамском языке. Ее сборник рассказов «Ухаживания» (Soagrju) вышел в свет в 1971 году. Первая саамская книга для детей была написана Марри А. Сомби (род. 1953) из Сирбмы (в коммуне Тана норвежской провинции Финнмарк). Книга опубликована в 1976 году под названием «Аммул и синяя кузина» (Ammulja alit оагЬтаэНе /Amm u l од den bla kusinen) 131. Наиболее известным саамским автором является Нильс-Аслак Валкеапяя (1943-2001) из Энонтекиё вФинляндии. Он был талантлив во многих областях творчества — поэзии, музыке. Валкеапяя в 1991 году получил Литературную 130Hirvonen, V. (2008).Voices from Sapmi:sami women's path to authorship, Guovdageaidnu:DAT. p. 24 131Hirvonen, V. (2008).Voices from Sapmi:sami women's path to authorship, Guovdageaidnu:DAT. p. 91 493

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz