Альманах саамской литературы. Москва, 2019.

Роль женщины в саамской истории, мифологии, семье, литературе очень велика. Сам род саамский произошел, по преданиям саамов, от оленя Мяндаша и саамской женщины Матрены — род Матрёхиных (девичья фамилия О. Вороновой). Много легенд и преданий дошло до нас о подвигах саамских женщин в борьбе с захватчиками. Слышанное в детстве трансформировалось в поэзии — например, в поэме «Тайна бабьего озера»107. В сказках найдется немало сведений о женщинах «нуэйтах» — колдуньях. Поэтому главными образами в творчестве саамских литераторов-женщин прежде всего являются Мать-хранительница очага, Мать-природа, Мать- продолжательница рода, Мать-Земля. В стихотворении Софьи Якимович «Весенняя сказка» весна выступает в роли хозяйки: С крыш закапала вода, Бабу снежную размыла. И весна в свои права Как хозяйка в дом вступила. И северное сияние у нее же несет женское начало — девушки-невесты: Васткиваз108 в красивом сарафане, Как невеста с лентой расписной, Повела лучистыми глазами И заворожила красотой...109 Осень у Якимович — «бабка злая», зима — «невеста в платье белом»... У Александры Антоновой в посвящении Владимиру Смирнову110 читаем 107Воронова О. В. Хочу остаться на земле: стихи : перевод с саамского. Мурманск : [б. и.], 1995. С. 165. 4 8 0 108Вастикваз — «северное сияние». 109Якимович С. Е. Праздник медведя: стихи : (перевод с саамского). Мурманск : [б. и.], 1999. С. 5. 110Антонова А. А. Памяти поэта и друга Смирнова Владимира Александровича // Антонова А.А. Струны сердца : стихотворения. М урманск : Книжное издательство, 2007. С. 26.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz