Альманах саамской литературы. Москва, 2019.

Все завершает белый алмаз, Коим лучатся березы и ели. Предки не знали язык букварей, Ум их и опыт остались в узорах. Жизнь, красота и судьба лопарей — Сколько в них света! Сколько простора!105 В соответствии с мировоззрением саамов возникновению жизни на земле мир обязан женщине — продолжательнице человеческого рода, главе в семье. И земля у саамов — Мать-Земля — женского рода. И вода — мать. Огонь — тоже «мать», особо покровительствующий женщинам, которые являлись хранительницами семейного очага. Огонь предупреждал хозяйку о надвигающейся беде, помогал при родах. Солнце у саамов также отождествляется с женщиной. Южный ветер саамы называли «Сбайв пйццк» — матерью, а северный — «Таввял пйццк» — мачехой. Есть у саамов даже сказка о том, как женщина на небе звезды зажгла. Вот, что рассказывается в ней: Жили на небе Звезда-лопинка и Звезда-пастух, но их разделяла не­ бесная река. Они очень сильно любили друг друга, но не решались перей­ ти небесную реку Тогда олени и куропатки, видя их любовь, построили через небесную реку из своих тел мост, по которому влюбленные и прошли на встречу друг другу И скоро все увидели, как на небе стали загораться звезды. «От кого эти звезды?» — спрашивали друг друга олени и куропатки. Оказалось, своей любовью их зажгла женщина. Она родила Звезде-пастуху дочку — и на небе заискрилась звездочка, сына — и вспых­ нула новая звезда ,106 105Сказочно-песенное творчество Эльвиры Галкиной // Антология саамской литературы / [авт.-сост. Н. П. Большакова, В.Б. Бакула, авт. вступ. ст. Н.П. Большакова]. Мурманск: Опимах, 2012. С. 173. 106Саамская сказка, записанная П. П. Юрьевым в редакции автора. Цит. по Большакова Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам.текста А. А. Анто-нова ; ред. саам, фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко].Мурманск : Мур-манское книжное издательство, 2005. С. 332. 479

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz