Альманах саамской литературы. Москва, 2019.

Так мы узнаем, что мама и бабушка Катерины Николаевны сказки тоже не рассказывали, а пропевали: «...приходили женщины и все брали с собой рукоделие, всем ведь свою семью одевать надо: мужей, детей, себя. Сначала новостями делились, обменивались своими думками, а потом пели луввьт. Луввьт — это традиционное саамское пение со словами или без слов. Пока пели — или полрукавицы связали, или тапок кто-то сшил» 104. Девочки всегда находились подле матерей, бабушек, тетушек, обучаясь рукоделию, слушали пение, играли с кусочками сукна, пытаясь шить. Принуждения не было, но если девочка хотела, то ей могли дать старое изделие, где сукно уже пришло в негодность, и бисер с него нужно снять. Распуская такие изделия, девочки учились, запоминали рисунок, традиционные саамские цвета, узоры. По этому поводу у Эльвиры Галкиной есть замечательное стихотворение «Орнамент», которое можно назвать лучшим саамским стихотворением, посвященным декоративно­ прикладному искусству народа: Бусинка к бусинке в вышивке ляжет, Выявив четкий узор на сукне, Каждый из них непременно расскажет О мастерстве на снегу, при луне. Цвета четыре — шамшура готова. Красный — цвет крови и очага, Рядом крупинками цвет голубого — Озеро это, море, река. Желтый ласкает и радует глаз — Лучики солнца пробились сквозь щели. 4 7 8 104К оркина Е. Д етство // Там ж е. С. 204.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz