Альманах саамской литературы. Москва, 2019.

Матриархальность саамской литературы Во все века мир интересовала Лапландия — маленький «кусок» девственной земли с таинственными жителями — лопью, которые считались колдунами, способными управлять явлениями природы. Это пробуждало интерес к земле за Полярным кругом: этнографы, историки и другие исследователи ехали сюда, чтобы собственными глазами уви­ деть сказочную Лапландию и ее обитателей. Отзывы о ней разноречивы, но в том, что край уникальный — сходятся все. Один из таких любопытствующих путешественников Г. Гёбель в начале XX века заносчиво написал, что «даже последний из лопарей едва ли найдет себе поэта, который прославил бы его; он не будет окружен поэтическим ореолом; в один прекрасный и неизбежно близкий день он исчезнет совершенно незаметно». Однако путешественник ошибался. Саамский народ не только не исчез, но нашел себе и поэтов, и писателей95, способных оценить его культуру, и сам щедро передавал поэтические предания своей старины ученым и этнографам XV I11—XX веков. Фольклорный материал саамов собран в достаточном количестве, чтобы дать представление о жизни и верованиях этого древнего народа, а также послужить толчком к рождению своих собственных саамских поэтов и писателей. Мы хотим предложить посмотреть на саамских литераторов с гендерной точки зрения. Из представленных в настоящем Альманахе двадцати шести авторов девятнадцать — женщины. Пожалуй, можно говорить о том, что саамская литература имеет ярко выраженный матриархальный характер. Неоспорим и тот факт, что саамские женщины намного активнее мужчин и в жизни. Они пишут не удовольствия ради, а выражая боль за судьбу народа и подчеркивая его идентичность. У Александры Антоновой 4 7 2 95Большакова Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. Мурманск : Мурманское книжное изда­ тельство, 2005. С. 379.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz