Альманах саамской литературы. Москва, 2019.

Я быстро познакомилась с ребятами по школе и общежитию. Сейчас уже всех не вспомнить, но с некоторыми подружилась на всю жизнь. В комнате со мной жили еще пять девочек: Зоя Гулина и Зина Маркова из-под Ленинграда, Валя Щульц с Украины, Ара Манжелез из Иркутска, Нора Артузова из Москвы. Я поступила в пятый общеобразовательный класс и первый специальный класс по искусству. Многие ребята, которые учились в нашей школе, были необычайно талантливы и увлечены живописью, но не выдерживали нагрузок: программа обучения была очень насыщенна. С утра до обеда шли обычные уроки, как в обычной школе, потом в огромной мастерской — уроки по специальности. Помню, как тяжело мне давался рисунок и как легко живопись. Препода­ ватель живописи даже сказал, что такое умение подбирать краски присуще только зрелым мастерам. Преподавателям также нравилось, как смело я относилась к своим работам. В основном мои композиции были о севере: оленьи гонки, северное сияние, рыбаки, тянущие огромный невод. Но когда нам дали контрамарки для посещения выставок, музеев, Эрмитажа, когда я увидела полотна великих мастеров, перед которыми простаивала часами и которые каждый раз открывались мне по-новому, смелости, с которой я относилась к своим работам, у меня поубавилось. Я поняла: великие мастера много работали, прежде чем создать шедевры, ставшие достоянием всего мира. Только талант и огромный труд способны на что-то стоящее. Рембрант, Рубенс, Серов, Врубель стали моими учителями. И все же мне было очень тяжело переходить из класса в класс, сдавать экзамены. Я отставала по многим общеобразовательным предметам и только благодаря своей природной закалке не отставала от других ребят. Однажды преподаватель живописи, рассматривая мои новые работы, задумчиво сказал: «Знаешь, Асенька, что главное в искусстве да и вообще 465

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz