Альманах саамской литературы. Москва, 2019.

высоких технологий, а мечтать им приходится о самом необходимом в быту — о телефоне, по которому некому звонить, замке, который защитит только от честных людей, а для воров — не помеха, о машине, пусть она будет хоть самой разбитой «копейкой». Оказывается, прогресс не для таких людей. Мир изменился только внешне, суть осталась прежней. Гоголевские башмачкины и ионычи уже в наше время испытывают равнодушие лиц, в чьи прямые обязанности входит забота о благоустройстве и защите людей, они страдают от административных перегибов, волокиты и беспредела, они заброшены и забыты, не нужны собственной стране. И если Михаил Зощенко высмеивал обывательские черты в человеке и своими рассказами призывал помогать та­ ким людям от этих черт избавляться, то Чернышихин видит причину обывательщины в устройстве са­ мой системы. Системы, которая так и не дала главного каждому 92Антология саамской литературы / [авт.-сост. Н. П. Большако Опимах, 2012. С. 315. 93Там же. С. 336 94Там же. С. 329. члену общества — ощущения себя человеком. Маленький человек так и остался маленьким. Не в людях видит писатель нелепое и уродли­ вое, но в самой среде, которая рождает таких людей. О людях Чернышихин пишет с человеколюбием и желанием помочь. Возможно, поэтому таки­ ми неправдоподобными могут по­ казаться финалы его рассказов: словно добрый волшебник устра­ ивает жизнь главных героев в «Телефоне»92, «Замке»93, отводит от них беды и ненастья в «Алмазе»94. Чернышихин будит в нас непри­ миримость к глупости, злобе и пошлости, учит уважению друг к другу, внушает веру в то, что счастья достоин каждый, и счастье это — в недалеком будущем. Что же помогает человеку в таких условиях? Конечно же, любовь. Любовь и мечта. Любовь в рассказах неожиданна, она приходит к героям уже немолодым и дает им силы радоваться жизни, пусть даже такой, какая досталась. Любовь в рассказах В. Б. Б акула, авт. вступ. Ст. Н. П. Б ол ьш акова]. М урм анск 461

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz