Альманах саамской литературы. Москва, 2019.

ускользающую историю предков. Появилось печатное слово — и сразу стало ясно: надо сохранить культурное наследие. Сколько уже не помнится сказок, песен, бы- вальщин? И саамы стали торопиться записывать. Дабы запечатлеть услы­ шанное и пережитое. Поэтому, ве­ роятно, так ярко выражена ме­ муарная направленность саамской литературы. Два первых рассказа Виктора Чернышихина посвящены маме. Но за судьбой Анисьи Голых — судьбы других саамских женщин в потоке истории всей страны, преломленные в суровых бытовых условиях жизни на побережье, в тундре, судьбы тех, кто перенес блокаду Ленинграда и чудом остался жив. И если первый рассказ Чернышихина биографичен, писатель сам ведет повествование о родном человеке, то во втором — «Долгие часы бессонницы» — он пытается художественно осмыслить судьбу матери от ее лица. По рассказу мамы записан и третий рассказ — «Копейка». Тонкий лиризм в нем переплетается с мягким юмором. Вроде бы и обыкно­ венный сюжет — подумаешь, покуп­ ка машины! — но за этим — осмыс­ ление секрета простого челове­ ческого счастья, секрета, который состоит в банальной истине: важно, чтобы мечта исполнилась. И не важ­ но, что мечта у всех разная — разные ведь и сами люди. Важно то ощущ­ ение, которое и называется счастьем. А еще автор размышляет над тем, по каким дорогам к этому самому сча­ стью идти. Рассказ «Сочинение» с полным правом можно отнести к фило­ софской прозе. Старый учитель литературы Евгений Иванович в тишине тихого зимнего вечера над стопкой сочинений размышляет над судьбами своих учеников. Вместе с автором, который предлагает нам заглянуть в тетради через плечо старого учителя, мы заглядываем в них и понимаем, что каждое сочинение — окно в жизнь ученика, 459

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz