Альманах саамской литературы. Москва, 2019.

Михаил прожил свою жизнь на родине непонятым. Его творчество, вызывающее самые разные суждения и отклики, и сегодня неизвестно широкому кругу читателей. Поэзия Филиппова метафорична, но, как сказал Борис Пастернак, «...метафоризм — стенография большой личности, скоропись ее духа»89 Метафоры нанизываются одна на другую и часто зву­ чат диссонансом. В некоторых стихах ощущается боль, надломленность, вызов, эпатаж. Образы стихов поражают экстравагантностью, они требуют разгадки смысла. Но за всем этим чувствуется пронзительный лиризм. Стихи Михаила — это непривычное видение мира и нетрадиционное для саамской поэзии воплощение этого видения. Хотя почему непривычное и нетрадиционное? Должна же быть какая-то почва, которая подготовила появление такого поэта? Экспериментаторство, обилие сложных метафор, непривычных синтаксических конструкций, за которыми скрывается глубинный смысл текста, — все это роднит стихи Филиппова со стихами Маяковского: Угрюмый дождь скосил глаза. А за решеткой четкой железной мысли проводов — перина. И на нее встающих звезд легко оперлись ноги. («Утро») 89См. об этом: Тарасова О. И. Феномен метафоры и развитие ф ункциональной неграмотности молодежи: точки возможного 449 пересечения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №1-1. С. 203.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz