Альманах саамской литературы. Москва, 2019.

в пользу более древнего происхождения этих сказок, тем более, что наряду с именем Йммель в саамском языке существует слово Осподт (Господь), заимствованное из русского под влиянием христианских представлений о Боге-отце и Иисусе. Однако надо учесть, что с распространением христианства этим же словом — Йммель — саамы стали называть и верхов­ ного христианского Бога88. Традиция пересказа сказок, а также обращение к мифологии и фольклору в своих произведениях говорит о глубинной связи саамских писателей с устным народным творчеством своего народа. Лазарь Дмитриевич Яковлев стоял у истоков зарождения саамской письменности. По его воспоминаниям руководителем фольклорного ансамбля «Ойяр» Марией Гавриловной Медведевой был поставлен «Танец глухарей». В 2008 году вышла его книга сказок «Лазэр каллса моаййнас» под редакцией Н. Афанасьевой и М. Рисслера, четыре сказки из которой мы и предлагаем в Альманахе. Виктория Бакула Внук Лазаря Дмитриевича Яковлева продолжает традиции деда и тоже занимается литературным творчеством, поэтому здесь мы бы хотели привести одно из его поэтических произведений. Стихотворение «Многострадальный саамский народ...» публикуется впервые. Многострадальный саамский народ. Издревле и поныне. Хозяева тундры, озёр и лесов, Безмолвной белой пустыни. 88Харузин Н. Н. Русские Лопари (Очерки прошлаго и современнаго быта). М. : Высочайше утвержденное Товарищество С коропечатни А. А. Левенсонъ, 1890. С. 141. 435

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz