Альманах саамской литературы. Москва, 2019.
культуры, к утраченным ценностям, недоступному прошлому. В стихах сказание об олене приведено схематично, не то что в повести «Белый олень», где автор подробно, во всех красках рисует мир сказки о северном сиянии, утащившем на небо саамского парня, которого могла вернуть на землю только его невеста: «...маленькая девушка встала с кережи и пошла прямо к самой большой ели. Спросила: — Большая ель, ты в последний раз видела моего жениха, так скажи, что с ним. На твоей хвое остался его взгляд, ни ветром его ни сдуть, ни снегом его не закрыть, ствол твой обвили его думы, а думы его были обо мне...»57. Так любовь саамской девушки помогает парню вернуться с неба на землю. Тут-то вновь и вспомнится строчка из стихотворения Аскольда Бажанова о том, кто сильней в тундре: «...любовь или вьюга»58. В поэзии Бажанова северный край выглядит зримо, рельефно, убедительно, так, как о нем может рассказать только человек, родившийся здесь и горячо любящий его суровую красоту. Отсюда и столь оптимистичное восклицание: «Не прячься, Солнце! Больше света / Росистым травам поутру!»59: Березки вспыхнули стыдливо душистой клейкою листвой. В лесу запел комар пискливо, отведав браги дождевой. Зажглись на солнечных лужайках костры густых зеленых трав. И даже елям стало жарко в своих игольчатых мехах. А на болоте, меж кустами, 57Бажанов А. А. Белый олень. Мурманск : Север, 2007. С. 37 58Бажанов А. Январские ветры в Хибинах ревут // Бажанов А. А. Солнце над тундрой: стихи. М урманск : Мурманское кн. изд- во, 1983. С. 8 59Бажанов А. Березки вспыхнули стыдливо // Там же. С. 39 377
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz