Альманах саамской литературы. Москва, 2019.

и взахлеб ее любил — как и наши деды! (Обычай предков) Бажанов высоко ставил дело пастуха, потому как с самого раннего детства саамским «мальчишкам нравятся олени и сам оленный человек»36. Они приучались ходить за оленем, управлять им, участвовать в оленьих гонках. Об этом можно прочесть в повести Бажанова «Белый олень». Правда, в ней отец пока не пускает младшего сына участвовать в областных соревнованиях, оправдывая это словами: «...если бы ты, Данилка, на районном празднике точно занял первое место, то я Гришку стал бы просить остаться в стаде. Ты еще молод, будут у тебя Праздники Се­ вера. А сейчас нам с тобой необходимо быть при стаде — выполнять главную заботу оленеводов»37. Но мы верим, что у Данилки будут и свои старты, и свои победы, и своя первая медаль, блестящая, как «Солнце золотое»38. Бажанов видит смысл жизни саамских мужчин в том, чтобы стать хорошим пастухом, жить мыслями о тундре, оленях, но и с радостью возвращаться домой: Олени чуткие бегут стремительно путем, не хоженым еще никем. Им тундра белая неутомительна, им горы дальние — невдалеке. Восходы зимние косынкой розовой ложатся трепетно на грудь Хибин. Укрыто дымкою село Ловозеро в одной из тысячи больших низин. 36Бажанов А. В саамском нашем поселенье // Бажанов А. А. Солнце над тундрой: стихи. Мурманск : Мурманское кн. изд-во, 983. С. 50. 37Бажанов А. А. Белый олень. Мурманск : Север, 2007. С. 34. 38Бажанов А. День оленевода // Бажанов А. А. Солнце над тундрой: стихи. Мурманск : Мурманское кн. изд-во, 1983. С. 22. 367

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz