Вилькицкий, А. И. Северный морской путь / А. Вилькицкий. - Санкт-Петербург : Тип. Морского министерства, 1912. - [2], 40 с., [8] л. ил., [1] л. карт : табл.
— 23 — берега, пром'Ьра и астрономическихъ определены пунктовъ, производились наблюдешя магнптныя, метеорологичесшя, гидро- логичесшя, надъ силою тяжести, а также собирались кол- лекцш зоологическая, ботаническш, геологичесгйя и друия, одиимъ словомъ все, что было въ предйлахъ уменья офице- ровъ и врача; этотъ иосл’Ьдиш матер1алъ сдавался въ разныя ученыя учреждешя. На каргЬ показаны сплошной краской описанные нами берега, а пунктиромъ эти же берега въ томъ нхъ вид/!; и поло жены на географической сЪткЬ, какъ они значились на картахъ предшествовавшнхъ нашимъ. Такнмъ образомъ эта карта показываетъ сумму нашихъ работа, а вмгЬстгЬ съ т’Ьмъ и разницу въ положенш береговъ съ прежними картами, такъ иапрпм’Уфъ на ней видно, что м^сто мыса Трехбурнаго, лежа- щаго при впаденш Тазовской губы въ Обскую, было ошибочно почти па 100 верстъ. Помимо карта, мы дали лощю, т. е. наставлешя для ила- вашя по этимъ водамъ. Коротюй срокъ работъ — 10 лг1;тъ, для этого огромнаго пространства не позволилъ намъ дать всЬ детали берега и повсеместный рельефъ дпа этого моря, но всг!; мысы бухты и друпя точки берега, по которымъ мореплаватель можетъ опо знавать свое м^сто, положены на географической сЪтк/Ь нра- вильно, равно какъ и общее наира влете, береговъ, такъ что астрономичесше способы кораблевождешя теперь приложимы во всей ихъ мощи, сделанный же пром^ръ настолько выяс- няетъ характеръ рельефа дна, что теперь при встрече со льдами легко уже соображать, въ какую сторону морепла ватель можетъ отъ пихъ уклоняться, ходовыя части пути освещены еще подробнее, такъ что со стороны мелей плаваше совершенно безопасно, и эту сторону нашихъ наставлешй вполне осв'Ьщаетъ покойный Адмиралъ С. О. Макаровъ въ печатномъ отчетЪ о своей поездке, онъ пишетъ: «Въ иьпгЬш- немъ (1897 г.) году коммерчесшя суда пользовались уже
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz