Вилькицкий, А. И. Северный морской путь / А. Вилькицкий. - Санкт-Петербург : Тип. Морского министерства, 1912. - [2], 40 с., [8] л. ил., [1] л. карт : табл.

— 23 — берега, пром'Ьра и астрономическихъ определены пунктовъ, производились наблюдешя магнптныя, метеорологичесшя, гидро- логичесшя, надъ силою тяжести, а также собирались кол- лекцш зоологическая, ботаническш, геологичесгйя и друия, одиимъ словомъ все, что было въ предйлахъ уменья офице- ровъ и врача; этотъ иосл’Ьдиш матер1алъ сдавался въ разныя ученыя учреждешя. На каргЬ показаны сплошной краской описанные нами берега, а пунктиромъ эти же берега въ томъ нхъ вид/!; и поло­ жены на географической сЪткЬ, какъ они значились на картахъ предшествовавшнхъ нашимъ. Такнмъ образомъ эта карта показываетъ сумму нашихъ работа, а вмгЬстгЬ съ т’Ьмъ и разницу въ положенш береговъ съ прежними картами, такъ иапрпм’Уфъ на ней видно, что м^сто мыса Трехбурнаго, лежа- щаго при впаденш Тазовской губы въ Обскую, было ошибочно почти па 100 верстъ. Помимо карта, мы дали лощю, т. е. наставлешя для ила- вашя по этимъ водамъ. Коротюй срокъ работъ — 10 лг1;тъ, для этого огромнаго пространства не позволилъ намъ дать всЬ детали берега и повсеместный рельефъ дпа этого моря, но всг!; мысы бухты и друпя точки берега, по которымъ мореплаватель можетъ опо­ знавать свое м^сто, положены на географической сЪтк/Ь нра- вильно, равно какъ и общее наира влете, береговъ, такъ что астрономичесше способы кораблевождешя теперь приложимы во всей ихъ мощи, сделанный же пром^ръ настолько выяс- няетъ характеръ рельефа дна, что теперь при встрече со льдами легко уже соображать, въ какую сторону морепла­ ватель можетъ отъ пихъ уклоняться, ходовыя части пути освещены еще подробнее, такъ что со стороны мелей плаваше совершенно безопасно, и эту сторону нашихъ наставлешй вполне осв'Ьщаетъ покойный Адмиралъ С. О. Макаровъ въ печатномъ отчетЪ о своей поездке, онъ пишетъ: «Въ иьпгЬш- немъ (1897 г.) году коммерчесшя суда пользовались уже

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz