Советские атомные ледоколы / Мурм. мор. пароходство ; [сост. Б. М. Соколов и др.]. - Москва : Мортехинформреклама, 1988. - 79, [1] с. : ил.
и поздней осенью, в условиях сильного сжатия и низких температур. Поэтому внедрение атом ной энергетики на морском флоте СССР было начато на ледоколах не случайно. С вводом в эксплуатацию первого в мире атом ного ледокола «Ленин» началась новая эра ис пользования энергии атома в мирных целях. Более четверти века назад вышел на трассу Се верного морского пути этот мощный ледокол, обладающий наибольшей энерговооруженно стью, повышенной ледопроходимостью и не бывалой автономностью плавания. Появление атомного ледокола в Арктике вселяло уверен ность в благополучном осуществлении прово док караванов судов в самых тяжелых ледовых условиях. Атомный ледокол «Ленин» внес зна чительный вклад в совершенствование тактики проводки судов, увеличение скорости плавания во льдах. Было начато сначала опытное, а по том и регулярное плавание в труднодоступные районы Арктики, появилась возможность экс периментального плавания в весенне-летний и осенне-зимний периоды. На ледоколе «Ле нин» успешно прошли всесторонние испытания в тяжелейших ледовых условиях два типа оте чественных судовых атомных паропроизводя щих установок (АППУ). В 1975, 1977, 1985 гг. вступили в эксплуатацию атомоходы второго поколения - «Арктика», «Сибирь» и «Россия» с однотипной АППУ. Благодаря атомным ледоколам стала возмож на круглогодичная навигация в Западном сек торе Арктики. Перестала зависеть от капризов погоды и состояния льда такая важная линия, как Мур манск-Дудинка. Вошли в практику Ямальские зимне-весенние рейсы к мысу Харасавэй. Исто рические походы атомных ледоколов «Аркти ка» и «Сибирь» к Северному полюсу в августе 1977 г. и в мае 1987 г. продемонстрировали всему миру целеустремленность нашей страны в использовании атомной энергии в мирных целях на благо науки и прогресса, на благо народного хозяйства. Атомный ледокол «Сибирь» в мае-июне 1978 г. за 18 суток провел дизель-электроход «Капи тан Мышевский» из Мурманска в Берингов пролив, совершив сверхранний высокоширот ный рейс. Атомоходы «Ленин», «Арктика», «Сибирь» и «Россия» стали основной ударной силой ле докольного флота, обеспечивающего кругло годичную навигацию в Карском море. В начале октября 1983 г. в Восточном секторе Арктики сложилась чрезвычайно тяжелая ле довая обстановка, грозившая сорвать обеспе чение обширного района материально-техни ческими ресурсами и продовольствием и выз вать зимовку большой группы транспортных судов. Участие атомных ледоколов в проводке судов в этом районе позволило успешно спра виться со своевременной доставкой народно хозяйственных грузов. В нашей стране положительный опыт эксплуа тации атомных ледоколов закреплен приняти ем программы дальнейшего строительства и создания новых типов атомных судов. На Балтийском заводе им. Серго Орджоникид зе в Ленинграде 31 октября 1986 г. спущен на воду атомный ледокол типа «Россия» - «Совет ский Союз». По заказу СССР в Финляндии построен атом ный ледокол с малой осадкой «Таймыр» и за вершается строительство однотипного ледоко ла «Вайгач». В 1988 г. вступит в строй первое транспортное судно на ядерном топливе - лихтеровоз- контейнеровоз «Севморпуть», построенный в Керчи на судостроительном заводе «Залив» им. Б. Е. Бутомы. На советских атомных ледоколах трудятся око ло 1000 моряков различных специальностей, в том числе и новых для флота: инженер- оператор, инженер-радиохимик, инженер- дозиметрист, мастер АППУ и др. Благодаря их энтузиазму, мастерству, работоспособности стало возможным решение многих научно- технических проблем освоения атомной энер гетики на морском флоте. Важный вклад в создание, внедрение и станов ление атомной энергетики на флоте внесло Мурманское морское пароходство - первый судовладелец атомных ледоколов. Перед су довладельцем возникли принципиально новые задачи: технология обслуживания АППУ, обес печение радиационной и ядерной безопасности окружающей среды и экипажа, освоение пере зарядки реакторов, подготовка кадров и мно гие другие проблемы. Важная роль в становлении и утверждении ато мохода «Ленин» и последующих атомных ледо колов принадлежит начальникам Мурманского морского пароходства И. Д. Данилкину, Ю. Г. Левину, В. А. Игнатюку, секретарям пар тийного комитета пароходства Н. В. Вакорину, A. П. Лукоянову, Ю. Н. Варламову, главному инженеру по атомным установкам пароход ства, лауреату Государственной премии СССР, канд. техн. наук Л. Г. Данилову. Пароходство разработало и внедрило систему технического обслуживания атомных судов, включающую в себя плавучие и береговые со оружения и обеспечивающую непрерывную и безопасную эксплуатацию АППУ ледоколов. Достигнутые успехи стали возможны благода ря замечательным советским ученым и кон структорам И. В. Курчатову, И. И. Африкантову, Ю. Н. Кошкину, Д. В. Каганову, А. М. Шаматову, Е. Н. Черномордику, В. И. Неганову, А. Е. Пере возчикову; судостроителям Б. Е. Клопотову, B. И. Червякову, А. В. Юдину и многим другим. Большой вклад в дело развития атомной энер гетики на морском флоте внесли академик A. П. Александров, члены-корреспонденты АН СССР Н. С. Хлопкин, Ф. М. Митенков, докт. техн. наук Б. Г. Пологих; судостроители B. Н. Шершнев, В. И. Лунев, И. М. Козлов, В. И. Кузнецов, А. И. Поляков; машиностроите ли В. Д. Максименко, А. А. Гордеев, А. С. Пан телеев, Г. А. Гоголев, машиностроители Ле нинградского Кировского завода М. А. Казак, М. К. Блинов, М. Д. Васильев; машиностроите ли завода «Электросила» В. М. Миничев, М. А. Семенов, Л. А. Ротштейн; ветераны- атомоходцы Б. М. Соколов, канд. техн. наук A. К. Следзюк, В. К. Кочетков, канд. техн. наук B. А. Каратеев, В. А. Мизгирев, В. К. Коваленко, Ю. С. Кучиев, О. Г. Пашнин, И. А. Домахин, В. А. Голохвастов, канд. физ.-мат. наук А. А. Адрианов, А. А. Ламехов, А. Н. Зюганов; инженерно-технические работники пароход ства М. И. Чухманенко, А. К. Синяев, В. И. Соко лов, Н. Я. Тетеревлев, М. Я. Семин, В. И. Хари- тоненко, канд. техн. наук С. И. Дождиков, А. И. Тумпаров, В. В. Пугач и многие другие. 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz