Советские атомные ледоколы / Мурм. мор. пароходство ; [сост. Б. М. Соколов и др.]. - Москва : Мортехинформреклама, 1988. - 79, [1] с. : ил.

МУРМАНСК Мурманск - центр важной индустриальной об­ ласти страны, один из крупнейших морских портов Советского Союза и самый большой в мире город за Полярным кругом. Все, что построено в Мурманске, несет отпеча­ ток современной архитектуры с учетом сурово­ сти края. На мраморной доске, прикрепленной к стене Дворца культуры и техники рыбаков, надпись гласит: «На этом месте 4 октября 191 6 года состоялась торжественная закладка горо­ да Мурманска». Годом ранее к временной де­ ревянной пристани только что зарождавшегося порта пришвартовался первый пароход. Жизнь всякого морского города начинается с порта, так и Мурманск поддерживал связь со страной только водным путем. Железная доро­ га, которая должна была связать его с Петер­ бургом, была еще только в проекте. Первая мировая война заставила царское пра­ вительство спешить со строительством порта на Мурмане, прокладывать к нему железную дорогу, так как Балтийское море было блоки­ ровано противником, а Архангельск на пять ме­ сяцев переставал принимать суда из-за тяже­ лых ледовых условий. Кольский же залив прак­ тически не замерзает круглый год. После Великого Октября Советское правитель­ ство большое внимание уделило Мурманску. Были выделены средства на достройку Мур­ манской железной дороги, на строительство порта и города, на исследование рыбных про­ мыслов. Но в марте 1918 г. город был оккупи­ рован интервентами, нанесшими большой урон кольской земле. Корабли интервентов увозили награбленное добро (лен, пеньку, лес и др.), 74 десятки русских судов были угнаны за границу. 21 февраля 1920 г. власть в Мурманске пере­ шла в руки Советов. Несколько бревенчатых зданий, бараки, старые полуразрушенные ваго­ ны, приспособленные под жилье, - вот что со­ бой представлял город Мурманск после осво­ бождения от белогвардейцев. Нерадостную картину являл собой и порт: по­ врежденные причалы, сломанные краны и не­ сколько чудом уцелевших судов портового флота. Освоение в тридцатые годы Северного морско­ го пути вызвало быстрый рост морских перево­ зок в Арктике. А началом этого пути благодаря своему выгодному географическому положе­ нию стал заполярный город-порт Мурманск. Всем известны связанные с Мурманском пла­ вания «Персея», «Челюскина», «Ф. Литке», «Г. Седова» и другие полярные экспедиции, во­ шедшие в историю освоения Арктики. В 1939 г. образовалось Мурманское морское пароход­ ство. К тому времени грузооборот порта пре­ высил 1 млн. т. Порт получил новые средства механизации, строились склады, работал судо­ ремонтный завод. Появилась постоянная но­ менклатура грузов: рыба, уголь, руда, лес. Были организованы регулярные грузовые ли­ нии из Мурманска на Печору, в Дудинку, Игар­ ку, на Шпицберген и грузо-пассажирские - по побережью Кольского полуострова и в Архан­ гельск. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Мурманск стал фронтовым го ­ родом. И хотя бои шли в 80 километрах от его кварталов, он постоянно подвергался бомбар­ дировкам вражеских самолетов. Фашисты пре­ вратили его улицы в руины, но город не сдавал­ ся. В этих тяжелых условиях порт принимал наши суда и суда союзных конвоев с грузами, необходимыми фронту. За годы войны портовики Мурманска перера­ ботали более 2 млн. т грузов. 11 февраля 1971 г. Президиум Верховного Со­ вета СССР наградил Мурманск орденом Тру­ дового Красного Знамени. За мужество и стойкость, проявленные труже­ никами города в борьбе с немецко-фашист­ скими захватчиками в годы Великой Отече­ ственной войны, Мурманск 2 декабря 1982 г. награжден орденом Отечественной войны I степени, а 6 мая 1985 г. Мурманску присвоено почетное звание «город-герой» с вручением ему ордена Ленина и медали Золотая Звезда. После войны Мурманск был включен в число 15 крупных советских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Сейчас город не узнать. На двадцать с лишним километров протянулись вдоль Кольского за­ лива его жилые кварталы. Здесь созданы пре­ красные условия для труда и отдыха: Дворец культуры моряков, областной драматический театр, Театр кукол, филармония, библиотеки, музеи, плавательный бассейн. Украсила город недавно построенная 15-этажная гостиница «Арктика». Неузнаваемо изменился флот Мурманского морского пароходства. Он постоянно пополня­ ется специализированными судами усиленного ледового класса, способными круглогодично работать в Арктике. Суда пароходства участву­ ют в научно-исследовательских рейсах в А р к­ тику и Антарктику. Дизель-электроходы «Обь» и «Лена» первыми из советских судов в январе 1956 г. подошли к берегам шестого континента с комплексной научной экспедицией АН СССР. В 1956 г. открылась арктическая пассажирская линия Архангельск - Диксон - Тикси, затем ли­ ния Мурманск - Певек. В 1958 г. пароходство открыло регулярную грузовую линию Мур­ м а н с к- порты Балтики - Шпицберген. В 1964 г. открылась зимняя грузовая линия между пор­ тами Европы и замерзающими портами Кана­ ды. Современный крупнотоннажный флот работа­ ет круглогодично на традиционной линии Мур­ манск - Дудинка. Все арктические перевозки, особенно в осенне-зимний период, были бы невозможны без мощного ледокольного фло­ та. Мурманск стал базой атомного мирного флота. Мурманский ордена Трудового Красного Зна­ мени порт перерабатывает теперь свыше 10 млн. т грузов в год. Суда под флагами многих стран посещают этот незамерзающий порт за Полярным кругом в любое время года. Памятник защитникам советского Заполярья

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz