Советские атомные ледоколы / Мурм. мор. пароходство ; [сост. Б. М. Соколов и др.]. - Москва : Мортехинформреклама, 1988. - 79, [1] с. : ил.
МУРМАНСК Мурманск - центр важной индустриальной об ласти страны, один из крупнейших морских портов Советского Союза и самый большой в мире город за Полярным кругом. Все, что построено в Мурманске, несет отпеча ток современной архитектуры с учетом сурово сти края. На мраморной доске, прикрепленной к стене Дворца культуры и техники рыбаков, надпись гласит: «На этом месте 4 октября 191 6 года состоялась торжественная закладка горо да Мурманска». Годом ранее к временной де ревянной пристани только что зарождавшегося порта пришвартовался первый пароход. Жизнь всякого морского города начинается с порта, так и Мурманск поддерживал связь со страной только водным путем. Железная доро га, которая должна была связать его с Петер бургом, была еще только в проекте. Первая мировая война заставила царское пра вительство спешить со строительством порта на Мурмане, прокладывать к нему железную дорогу, так как Балтийское море было блоки ровано противником, а Архангельск на пять ме сяцев переставал принимать суда из-за тяже лых ледовых условий. Кольский же залив прак тически не замерзает круглый год. После Великого Октября Советское правитель ство большое внимание уделило Мурманску. Были выделены средства на достройку Мур манской железной дороги, на строительство порта и города, на исследование рыбных про мыслов. Но в марте 1918 г. город был оккупи рован интервентами, нанесшими большой урон кольской земле. Корабли интервентов увозили награбленное добро (лен, пеньку, лес и др.), 74 десятки русских судов были угнаны за границу. 21 февраля 1920 г. власть в Мурманске пере шла в руки Советов. Несколько бревенчатых зданий, бараки, старые полуразрушенные ваго ны, приспособленные под жилье, - вот что со бой представлял город Мурманск после осво бождения от белогвардейцев. Нерадостную картину являл собой и порт: по врежденные причалы, сломанные краны и не сколько чудом уцелевших судов портового флота. Освоение в тридцатые годы Северного морско го пути вызвало быстрый рост морских перево зок в Арктике. А началом этого пути благодаря своему выгодному географическому положе нию стал заполярный город-порт Мурманск. Всем известны связанные с Мурманском пла вания «Персея», «Челюскина», «Ф. Литке», «Г. Седова» и другие полярные экспедиции, во шедшие в историю освоения Арктики. В 1939 г. образовалось Мурманское морское пароход ство. К тому времени грузооборот порта пре высил 1 млн. т. Порт получил новые средства механизации, строились склады, работал судо ремонтный завод. Появилась постоянная но менклатура грузов: рыба, уголь, руда, лес. Были организованы регулярные грузовые ли нии из Мурманска на Печору, в Дудинку, Игар ку, на Шпицберген и грузо-пассажирские - по побережью Кольского полуострова и в Архан гельск. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Мурманск стал фронтовым го родом. И хотя бои шли в 80 километрах от его кварталов, он постоянно подвергался бомбар дировкам вражеских самолетов. Фашисты пре вратили его улицы в руины, но город не сдавал ся. В этих тяжелых условиях порт принимал наши суда и суда союзных конвоев с грузами, необходимыми фронту. За годы войны портовики Мурманска перера ботали более 2 млн. т грузов. 11 февраля 1971 г. Президиум Верховного Со вета СССР наградил Мурманск орденом Тру дового Красного Знамени. За мужество и стойкость, проявленные труже никами города в борьбе с немецко-фашист скими захватчиками в годы Великой Отече ственной войны, Мурманск 2 декабря 1982 г. награжден орденом Отечественной войны I степени, а 6 мая 1985 г. Мурманску присвоено почетное звание «город-герой» с вручением ему ордена Ленина и медали Золотая Звезда. После войны Мурманск был включен в число 15 крупных советских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Сейчас город не узнать. На двадцать с лишним километров протянулись вдоль Кольского за лива его жилые кварталы. Здесь созданы пре красные условия для труда и отдыха: Дворец культуры моряков, областной драматический театр, Театр кукол, филармония, библиотеки, музеи, плавательный бассейн. Украсила город недавно построенная 15-этажная гостиница «Арктика». Неузнаваемо изменился флот Мурманского морского пароходства. Он постоянно пополня ется специализированными судами усиленного ледового класса, способными круглогодично работать в Арктике. Суда пароходства участву ют в научно-исследовательских рейсах в А р к тику и Антарктику. Дизель-электроходы «Обь» и «Лена» первыми из советских судов в январе 1956 г. подошли к берегам шестого континента с комплексной научной экспедицией АН СССР. В 1956 г. открылась арктическая пассажирская линия Архангельск - Диксон - Тикси, затем ли ния Мурманск - Певек. В 1958 г. пароходство открыло регулярную грузовую линию Мур м а н с к- порты Балтики - Шпицберген. В 1964 г. открылась зимняя грузовая линия между пор тами Европы и замерзающими портами Кана ды. Современный крупнотоннажный флот работа ет круглогодично на традиционной линии Мур манск - Дудинка. Все арктические перевозки, особенно в осенне-зимний период, были бы невозможны без мощного ледокольного фло та. Мурманск стал базой атомного мирного флота. Мурманский ордена Трудового Красного Зна мени порт перерабатывает теперь свыше 10 млн. т грузов в год. Суда под флагами многих стран посещают этот незамерзающий порт за Полярным кругом в любое время года. Памятник защитникам советского Заполярья
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz