Советские атомные ледоколы / Мурм. мор. пароходство ; [сост. Б. М. Соколов и др.]. - Москва : Мортехинформреклама, 1988. - 79, [1] с. : ил.

РАЙОН РАБОТЫ - УСТЬЯ СИБИРСКИХ РЕК На судоверфи финского акционерного обще­ ства «Вяртсиля Морская Техника» по заказу Со-' ветского Союза построен атомный ледокол «Таймыр». Это ледокол с малой осадкой, предназначен­ ный для проводки судов в устья сибирских рек. На ледоколе использовано советское оборудо­ вание, хорошо зарекомендовавшее себя в сложных арктических условиях: атомный ре­ актор, главные и вспомогательные турбины, аварийные дизель-генераторы, вспомогатель­ ные котлы и т. д. В составе корпуса использова­ на сталь советского производства, которая от­ личается высокой прочностью и ударной вязко­ стью при низких температурах. Главная сило­ вая установка ледокола состоит из двух турбо­ генераторов, которые обеспечат на валах мак­ симальную длительную мощность около 50 ОООл. с., что позволит форсировать лед тол­ щиной до двух метров. Из Хельсинки атомный ледокол «Таймыр» в 1988 г. отбуксирован в Ленинград для уста­ новки атомного реактора. В 1989 г. новый ле­ докол будет сдан в эксплуатацию. Создание атомного ледокола «Таймыр» - новая веха в истории взаимовыгодного сотрудниче- 70 ства СССР и Финляндии. АТОМНЫЙ ЛИХТЕРОВОЗ-КОНТЕЙНЕ- РОВОЗ «СЕВМОРПУТЬ» Длина наибольшая - 260,3 м Ширина наибольшая - 32,2 м Осадка - 10,68 м Высота борта - 18,3 м Полное водоизмещение - 61 ООО т Тип главной установки - атомная турбинная Мощность - 40 000 л. с. Скорость хода на чистой воде - 20 уз Лихтеровместимость и контейнеровмести- мость - 74 лихтера (типа ЛЭШ) или 1336 20-футовых контейнеров В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1 985 гг. и на период до 1990 г. поставлена задача: «по­ полнить флот специализированными судами - контейнеровозами, лихтеровозами, железно­ дорожными паромами, судами арктического плавания и ледоколами. Начать оснащение транспортных судов атомными силовыми уста­ новками». Учитывая огромную протяженность береговой линии и островов советского Заполярья, где пока недостаточно оборудованных портов, ре­ шено первое атомное транспортное судно сде­ лать комбинированным В начале ноября 1984 г. в Керчи на судострои­ тельном заводе «Залив» им. Б. Е. Бутомы со­ стоялась торжественная закладка первого оте­ чественного ледокольно-транспортного судна с атомной энергетической установкой - лихте- ровоза-контейнеровоза «Севморпуть». Главное его назначение - доставка различных народно­ хозяйственных грузов в лихтерах и контейнерах в северные районы страны. Мощная энергетическая установка позволит судну самостоятельно следовать во льдах тол­ щиной до 1 м. Винт регулируемого шага во избежание поломки лопастей о крупные льди­ ны будет находиться в стационарной направля­ ющей насадке. Для экипажа предусмотрены отдельные каюты, сауна, бассейн, спортивный зал. Новый атомоход будет полностью отвечать требованиям Международной конвенции о безопасности торговых судов на ядерном топливе. Эффективная система лихтерной доставки гру­ зов как в прибрежные районы Арктики, так и по сибирским рекам в глубь материка получит дальнейшее развитие. 20 февраля 1986 г., накануне XXVII съезда КПСС, керченские судостроители спустили судно на воду. В 1988 г. «Севморпуть» будет сдан в эксплуатацию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz