Советские атомные ледоколы / Мурм. мор. пароходство ; [сост. Б. М. Соколов и др.]. - Москва : Мортехинформреклама, 1988. - 79, [1] с. : ил.
ПЕРВЫЕ МИ ЛИ «РОССИИ» С выходом на трассу Северного морского пути атомных ледоколов навигационный период в Арктике увеличился до 8-9 месяцев, а на за падном участке навигация стала круглогодич ной. Более чем вдвое возросла скорость про водки судов. Надежная устойчивая работа атомных ледоколов способствовала резкому повышению эффективности всей транспортной системы в Арктике. Рейс «Арктики» на Север ный полюс и высокоширотное плавание «Сиби ри» подтвердили высокие технические и экс плуатационные качества атомоходов, показали, что они по-прежнему остаются самыми мощ ными и наиболее современными судами дан ного типа. Это предопределило продолжение строительства ледоколов типа «Арктика». 20 февраля 1981 г. на Балтийском заводе им. 66 Серго Орджоникидзе в Ленинграде был зало жен третий атомный ледокол этой серии - «Россия». 2 ноября 1983 г. новый атомоход был спущен на воду. На «России» внедрен комплекс конструктивных решений, направленных на дальнейшее повы шение ледовых качеств атомохода. В частно сти, на нем предусмотрены устройства для уменьшения взаимодействия гребных винтов со льдом, средства для лучшей ледопроходи- мости, защиты корпуса от облипания и корро зии, а также для улучшения чистоты канала за ледоколом. Изменен состав оборудования, обеспечивающего ледовую разведку, в том числе в условиях полярной ночи. Ангар атомо хода рассчитан на всепогодный вертолет Ка-32. Для приема информации о состоянии льда на большом расстоянии установлена специальная аппаратура, опытный образец которой был ус пешно опробован на «Сибири». Комплекс но вейших технических средств обеспечивает ре шение навигационных задач при плавании .в высоких широтах и все виды оперативной свя зи с материком и судами каравана. Основные технические решения по паротур бинной установке остались прежними, однако в составе установки заменены практически все вспомогательные механизмы, внесен ряд кон структивных улучшений в схемы. Состав средств автоматизации на ледоколе обеспечи вает управление техническими средствами из центрального поста без несения постоянной вахты в помещениях энергетической установки. При корректировке проекта большое внимание было уделено дальнейшему улучшению усло вий жизни экипажа. Основные усилия были на правлены на снижение шума и вибрации. Часть жилых помещений, располагавшихся в кормо вой части второй палубы (наиболее неблаго приятной с точки зрения шума и вибрации), перенесена в надстройку. Существенно улуч шена акустическая изоляция кают, оставшихся на второй и верхней палубах. Усовершенство вана вентиляционная система и система конди ционирования воздуха. Экипаж располагается в 149 каютах: в 11 блок- каютах, 120 одноместных, 14 двухместных и 4 шестиместных, предназначенных для вре менного персонала - практикантов, ремонтно го персонала и т. п. В распоряжении экипажа кают-компания, сто ловая, библиотека, салон отдыха, салон «При рода» с живыми цветами и аквариумом, шах матный салон, кинозал на 100 мест, учебный класс и двухблочный спортивный комплекс, включающий в себя спортивный зал, зал трена жеров, кладовую спортинвентаря, раздевалку, душевую, плавательный бассейн и сауну. В спортивном комплексе можно играть в во лейбол, баскетбол, настольный теннис, зани маться боксом, тяжелой атлетикой, спортивной гимнастикой, тренироваться на вело- и гребных тренажерах. Оформление интерьеров жилых и обществен ных помещений выполнено по индивидуально му архитектурно-художественному проекту. В них использованы живые цветы, предметы декоративно-прикладного искусства, набивные декоративные стеклоткани, современные ков ровые покрытия. Атомный ледокол «Россия» принят в эксплуа тацию 21 декабря 1985 г. Командует ледоко лом Герой Социалистического Труда капитан A. А. Ламехов. Главный инженер-механик - B. А. Мизгирев. В январе 1986 г. ледокол успешно прошел ле довые испытания и приступил к проводке судов на линии Мурманск - Дудинка. Первая арктическая навигация нового атомно го ледокола началась накануне XXVII съезда КПСС. «Россия» вписала новые страницы в историю освоения Арктики: ранние высокоширотные рейсы на восток, интенсивная работа на трассе Мурманск - Дудинка. Только за два года эксплуатации пройдено 90 тыс. миль в сложных ледовых условиях, прове дено самостоятельно и совместно с другими ледоколами около 400 судов с народнохозяй ственными грузами для районов Крайнего Се вера и с продукцией Норильского горно- металлургического комбината. А. А. Ламехов - капитан а/л «Россия», Герой Социалисти ческого Труда Ледовые испытания. Январь 1986 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz