Советские атомные ледоколы / Мурм. мор. пароходство ; [сост. Б. М. Соколов и др.]. - Москва : Мортехинформреклама, 1988. - 79, [1] с. : ил.

ПЕРВЫЕ МИ ЛИ «РОССИИ» С выходом на трассу Северного морского пути атомных ледоколов навигационный период в Арктике увеличился до 8-9 месяцев, а на за­ падном участке навигация стала круглогодич­ ной. Более чем вдвое возросла скорость про­ водки судов. Надежная устойчивая работа атомных ледоколов способствовала резкому повышению эффективности всей транспортной системы в Арктике. Рейс «Арктики» на Север­ ный полюс и высокоширотное плавание «Сиби­ ри» подтвердили высокие технические и экс­ плуатационные качества атомоходов, показали, что они по-прежнему остаются самыми мощ­ ными и наиболее современными судами дан­ ного типа. Это предопределило продолжение строительства ледоколов типа «Арктика». 20 февраля 1981 г. на Балтийском заводе им. 66 Серго Орджоникидзе в Ленинграде был зало­ жен третий атомный ледокол этой серии - «Россия». 2 ноября 1983 г. новый атомоход был спущен на воду. На «России» внедрен комплекс конструктивных решений, направленных на дальнейшее повы­ шение ледовых качеств атомохода. В частно­ сти, на нем предусмотрены устройства для уменьшения взаимодействия гребных винтов со льдом, средства для лучшей ледопроходи- мости, защиты корпуса от облипания и корро­ зии, а также для улучшения чистоты канала за ледоколом. Изменен состав оборудования, обеспечивающего ледовую разведку, в том числе в условиях полярной ночи. Ангар атомо­ хода рассчитан на всепогодный вертолет Ка-32. Для приема информации о состоянии льда на большом расстоянии установлена специальная аппаратура, опытный образец которой был ус­ пешно опробован на «Сибири». Комплекс но­ вейших технических средств обеспечивает ре­ шение навигационных задач при плавании .в высоких широтах и все виды оперативной свя­ зи с материком и судами каравана. Основные технические решения по паротур­ бинной установке остались прежними, однако в составе установки заменены практически все вспомогательные механизмы, внесен ряд кон­ структивных улучшений в схемы. Состав средств автоматизации на ледоколе обеспечи­ вает управление техническими средствами из центрального поста без несения постоянной вахты в помещениях энергетической установки. При корректировке проекта большое внимание было уделено дальнейшему улучшению усло­ вий жизни экипажа. Основные усилия были на­ правлены на снижение шума и вибрации. Часть жилых помещений, располагавшихся в кормо­ вой части второй палубы (наиболее неблаго­ приятной с точки зрения шума и вибрации), перенесена в надстройку. Существенно улуч­ шена акустическая изоляция кают, оставшихся на второй и верхней палубах. Усовершенство­ вана вентиляционная система и система конди­ ционирования воздуха. Экипаж располагается в 149 каютах: в 11 блок- каютах, 120 одноместных, 14 двухместных и 4 шестиместных, предназначенных для вре­ менного персонала - практикантов, ремонтно­ го персонала и т. п. В распоряжении экипажа кают-компания, сто­ ловая, библиотека, салон отдыха, салон «При­ рода» с живыми цветами и аквариумом, шах­ матный салон, кинозал на 100 мест, учебный класс и двухблочный спортивный комплекс, включающий в себя спортивный зал, зал трена­ жеров, кладовую спортинвентаря, раздевалку, душевую, плавательный бассейн и сауну. В спортивном комплексе можно играть в во­ лейбол, баскетбол, настольный теннис, зани­ маться боксом, тяжелой атлетикой, спортивной гимнастикой, тренироваться на вело- и гребных тренажерах. Оформление интерьеров жилых и обществен­ ных помещений выполнено по индивидуально­ му архитектурно-художественному проекту. В них использованы живые цветы, предметы декоративно-прикладного искусства, набивные декоративные стеклоткани, современные ков­ ровые покрытия. Атомный ледокол «Россия» принят в эксплуа­ тацию 21 декабря 1985 г. Командует ледоко­ лом Герой Социалистического Труда капитан A. А. Ламехов. Главный инженер-механик - B. А. Мизгирев. В январе 1986 г. ледокол успешно прошел ле­ довые испытания и приступил к проводке судов на линии Мурманск - Дудинка. Первая арктическая навигация нового атомно­ го ледокола началась накануне XXVII съезда КПСС. «Россия» вписала новые страницы в историю освоения Арктики: ранние высокоширотные рейсы на восток, интенсивная работа на трассе Мурманск - Дудинка. Только за два года эксплуатации пройдено 90 тыс. миль в сложных ледовых условиях, прове­ дено самостоятельно и совместно с другими ледоколами около 400 судов с народнохозяй­ ственными грузами для районов Крайнего Се­ вера и с продукцией Норильского горно- металлургического комбината. А. А. Ламехов - капитан а/л «Россия», Герой Социалисти ческого Труда Ледовые испытания. Январь 1986 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz