Советские атомные ледоколы / Мурм. мор. пароходство ; [сост. Б. М. Соколов и др.]. - Москва : Мортехинформреклама, 1988. - 79, [1] с. : ил.

По всему маршруту постоянно велась ледовая разведка с вертолетов Ми-2 и Ми-8, а также с самолета Ил-24Н, что намного облегчало за­ дачу выбора пути судоводителями. Можно понять радость 14 полярников, про­ живших на льдине почти год, когда они увидели приближающуюся в дымке громадину ледоко­ ла. Люди на льдине стреляли из ракетниц, бро­ сали вверх шапки... Первый этап экспедиции закончился 18 мая, накануне 50-летия со дня организации научно-исследовательской дрей­ фующей станции СП-1. Во время эвакуации полярной станции самолет Ил-24Н и вертолет Ми-8 произвели ледовую разведку к Северному полюсу, до которого оставалось всего 212 миль. Разведка показала: чтобы достичь Северного полюса, понадобится около недели. Быть ря­ дом с полюсом и не побывать на нем, этого никогда не простили бы себе ни моряки, ни члены экспедиции... 25 мая в 15 ч 59 мин по московскому времени ледокол «Сибирь» вышел в географическую точку Северного полюса. В истории арктиче­ ского мореплавания второе надводное судно в активном плавании достигло вершины плане­ ты. Над полюсом снова взвился флаг нашей Родины. Желающие, а ими оказались почти все моряки и члены экспедиции, смогли за считан­ ные минуты совершить кругосветное путеше­ ствие - пересечь все меридианы Земли. В рай­ оне полюса ученые выполнили комплекс науч­ ных исследований. Этот рейс стал большим ус­ пехом советской науки и техники в год 70-летия Великого Октября. И снова ледокол в движении, теперь путь на юг. По-прежнему тяжелая ледовая обстановка. Обогнув Землю Франца-Иосифа с запада, ле­ докол взял курс на мыс Желания, северную оконечность Новой Земли. У Новой Земли встретили караван судов во гла­ ве с ледоколом «Красин». Взяв одно из судов на короткий буксир, «Сибирь» продолжила путь на Диксон, где полярники СП-27 простились с го ­ степриимными моряками. На борт взяли груз и персонал СП-29. Наступил последний этап экспедиции. 4 июня «Сибирь» взяла курс на северо-восток к проли­ ву Вилькицкого. 6 июня вышла в море Лапте­ вых и повернула на север. Скорость резко упа­ ла. Начинался лед Таймырского массива. Ле­ докол вынужден прокладывать себе путь уда­ рами... Начальник СП-29 В. Лукин вместе с гидрологами вылетел для осмотра льдины, на которую предстояло высадить персонал стан­ ции и доставить груз. С большой радостью встретили моряки и члены экспедиции приветствие Генерального секре­ таря ЦК КПСС М. С. Горбачева: «Дорогиетова­ рищи! Советские люди с гордостью и восхище­ нием следят за ходом вашей экспедиции. В славную историю освоения и изучения Арк­ тики вписана новая замечательная страница. Желаю успешного завершения намеченной программы. Здоровья вам и счастья, новых свершений на благо нашей социалистической Отчизны». 9 июня подошли к льдине, которая находилась в координатах 80°15' северной широты, 113°27' восточной долготы. Разгрузка шла круглые су­ тки. Надо было не только извлечь 360 т груза из трюмов ледокола, но и развезти его трактора­ ми по своим местам, помочь полярникам по­ ставить домики. Затем состоялось торжествен­ ное открытие новой полярной станции СП-29. 19 июня атомный ледокол «Сибирь» возвра­ тился в порт приписки. Теплые встречи, по­ здравления с успешным завершением экспеди­ ции ждали моряков в Мурманске. Более 40 су­ ток продолжался этот беспримерный рейс в высокие широты, который войдет в историю освоения Арктики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz