Советские атомные ледоколы / Мурм. мор. пароходство ; [сост. Б. М. Соколов и др.]. - Москва : Мортехинформреклама, 1988. - 79, [1] с. : ил.
По всему маршруту постоянно велась ледовая разведка с вертолетов Ми-2 и Ми-8, а также с самолета Ил-24Н, что намного облегчало за дачу выбора пути судоводителями. Можно понять радость 14 полярников, про живших на льдине почти год, когда они увидели приближающуюся в дымке громадину ледоко ла. Люди на льдине стреляли из ракетниц, бро сали вверх шапки... Первый этап экспедиции закончился 18 мая, накануне 50-летия со дня организации научно-исследовательской дрей фующей станции СП-1. Во время эвакуации полярной станции самолет Ил-24Н и вертолет Ми-8 произвели ледовую разведку к Северному полюсу, до которого оставалось всего 212 миль. Разведка показала: чтобы достичь Северного полюса, понадобится около недели. Быть ря дом с полюсом и не побывать на нем, этого никогда не простили бы себе ни моряки, ни члены экспедиции... 25 мая в 15 ч 59 мин по московскому времени ледокол «Сибирь» вышел в географическую точку Северного полюса. В истории арктиче ского мореплавания второе надводное судно в активном плавании достигло вершины плане ты. Над полюсом снова взвился флаг нашей Родины. Желающие, а ими оказались почти все моряки и члены экспедиции, смогли за считан ные минуты совершить кругосветное путеше ствие - пересечь все меридианы Земли. В рай оне полюса ученые выполнили комплекс науч ных исследований. Этот рейс стал большим ус пехом советской науки и техники в год 70-летия Великого Октября. И снова ледокол в движении, теперь путь на юг. По-прежнему тяжелая ледовая обстановка. Обогнув Землю Франца-Иосифа с запада, ле докол взял курс на мыс Желания, северную оконечность Новой Земли. У Новой Земли встретили караван судов во гла ве с ледоколом «Красин». Взяв одно из судов на короткий буксир, «Сибирь» продолжила путь на Диксон, где полярники СП-27 простились с го степриимными моряками. На борт взяли груз и персонал СП-29. Наступил последний этап экспедиции. 4 июня «Сибирь» взяла курс на северо-восток к проли ву Вилькицкого. 6 июня вышла в море Лапте вых и повернула на север. Скорость резко упа ла. Начинался лед Таймырского массива. Ле докол вынужден прокладывать себе путь уда рами... Начальник СП-29 В. Лукин вместе с гидрологами вылетел для осмотра льдины, на которую предстояло высадить персонал стан ции и доставить груз. С большой радостью встретили моряки и члены экспедиции приветствие Генерального секре таря ЦК КПСС М. С. Горбачева: «Дорогиетова рищи! Советские люди с гордостью и восхище нием следят за ходом вашей экспедиции. В славную историю освоения и изучения Арк тики вписана новая замечательная страница. Желаю успешного завершения намеченной программы. Здоровья вам и счастья, новых свершений на благо нашей социалистической Отчизны». 9 июня подошли к льдине, которая находилась в координатах 80°15' северной широты, 113°27' восточной долготы. Разгрузка шла круглые су тки. Надо было не только извлечь 360 т груза из трюмов ледокола, но и развезти его трактора ми по своим местам, помочь полярникам по ставить домики. Затем состоялось торжествен ное открытие новой полярной станции СП-29. 19 июня атомный ледокол «Сибирь» возвра тился в порт приписки. Теплые встречи, по здравления с успешным завершением экспеди ции ждали моряков в Мурманске. Более 40 су ток продолжался этот беспримерный рейс в высокие широты, который войдет в историю освоения Арктики.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz