Советские атомные ледоколы / Мурм. мор. пароходство ; [сост. Б. М. Соколов и др.]. - Москва : Мортехинформреклама, 1988. - 79, [1] с. : ил.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ВЫСОКОШИРОТНЫЙ РЕЙС С вводом в строй атомного ледокола «Сибирь» моряки и ученые приступили к подготовке но вого экспериментального высокоширотного рейса. В задачу экспедиции входило: изучить возмож ности и определить технико-экономические показатели плавания транспортного судна под проводкой атомного ледокола в ранние сроки навигации; получить опыт безопасной и наибо лее эффективной тактики проводки судов; про верить эффективность существующего навига ционного, гидрографического, авиационного, гидрометеорологического оборудования и средств связи при плавании в высоких широтах; испытать новые спутниковые и другие техниче ские средства обеспечения плавания в Арктике. Руководил экспедицией заместитель начальни ка Администрации Северного морского пути Б. С. Майнагашев. 25 мая 1978 г. д/э «Капитан Мышевский» Даль невосточного пароходства, приняв груз в Мур манске, взял курс на Магадан. Вслед за ним, сутки спустя, из Мурманска начал рейс атомо ход «Сибирь». Он шел с грузом для дрейфую щей станции «Северный полюс-24». У кромки льда в Баренцевом море у северо-западного берега Новой Земли началось совместное пла вание ледокола и ведомого им судна. Маршрут следования проходил так: мыс Жела ния - мыс Арктический - район севернее Ново сибирских островов - пролив Лонга. Наиболее сложными в ледовом отношении бы ли участки рейса в северной части Карского моря, в северо-западной части моря Лаптевых, в Восточно-Сибирском море и в проливе Л он га. Порой дизель-электроход приходилось брать на короткий буксир, чтобы форсировать льды. 13 июня на траверзе мыса Сердце-Камень суда вышли на чистую воду и здесь расстались. Д /э «Капитан Мышевский» самостоятельно про должил плавание на Магадан. Если в 1971 г. атомоход «Ленин» и ледокол «Владивосток» прошли примерно этим же маршрутом за месяц, то атомоход «Сибирь» и дизель-электроход «Капитан Мышевский» шли более северной трассой и достигли Берин гова пролива за 18 суток. Впервые транспорт ное судно было проведено высокими широта ми из Мурманска до района Берингова пролива на два месяца раньше обычного срока плава ния судов через пролив Вилькицкого и морем Лаптевых. На обратном пути «Сибирь» направилась от мыса Шелагского на северо-запад и успешно преодолела тяжелый Айонский ледовый мас сив. В точке 77° северной широты и 163°во- сточной долготы ледокол остановился у ледя ного «острова» для выгрузки оборудования, предназначенного для научной дрейфующей станции «Северный полюс-24». Затем «Сибирь» направилась неизведанным путем к северной оконечности архипелага Северная Земля. 1 июля ледокол миновал мыс Арктический и вышел в Карское море. На этом экспедиция завершила работу, а атомоход включился в проводку судов по Северному морскому пути. Руководитель высокоширотного экспериментального рейса, заместитель начальника Администрации Север ного морского пути Б. С. Майнагашев, капитан а/л «Си бирь» В. К. Кочетков (справа налево)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz