Советские атомные ледоколы / Мурм. мор. пароходство ; [сост. Б. М. Соколов и др.]. - Москва : Мортехинформреклама, 1988. - 79, [1] с. : ил.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ВЫСОКОШИРОТНЫЙ РЕЙС С вводом в строй атомного ледокола «Сибирь» моряки и ученые приступили к подготовке но­ вого экспериментального высокоширотного рейса. В задачу экспедиции входило: изучить возмож­ ности и определить технико-экономические показатели плавания транспортного судна под проводкой атомного ледокола в ранние сроки навигации; получить опыт безопасной и наибо­ лее эффективной тактики проводки судов; про­ верить эффективность существующего навига­ ционного, гидрографического, авиационного, гидрометеорологического оборудования и средств связи при плавании в высоких широтах; испытать новые спутниковые и другие техниче­ ские средства обеспечения плавания в Арктике. Руководил экспедицией заместитель начальни­ ка Администрации Северного морского пути Б. С. Майнагашев. 25 мая 1978 г. д/э «Капитан Мышевский» Даль­ невосточного пароходства, приняв груз в Мур­ манске, взял курс на Магадан. Вслед за ним, сутки спустя, из Мурманска начал рейс атомо­ ход «Сибирь». Он шел с грузом для дрейфую­ щей станции «Северный полюс-24». У кромки льда в Баренцевом море у северо-западного берега Новой Земли началось совместное пла­ вание ледокола и ведомого им судна. Маршрут следования проходил так: мыс Жела­ ния - мыс Арктический - район севернее Ново­ сибирских островов - пролив Лонга. Наиболее сложными в ледовом отношении бы­ ли участки рейса в северной части Карского моря, в северо-западной части моря Лаптевых, в Восточно-Сибирском море и в проливе Л он ­ га. Порой дизель-электроход приходилось брать на короткий буксир, чтобы форсировать льды. 13 июня на траверзе мыса Сердце-Камень суда вышли на чистую воду и здесь расстались. Д /э «Капитан Мышевский» самостоятельно про­ должил плавание на Магадан. Если в 1971 г. атомоход «Ленин» и ледокол «Владивосток» прошли примерно этим же маршрутом за месяц, то атомоход «Сибирь» и дизель-электроход «Капитан Мышевский» шли более северной трассой и достигли Берин­ гова пролива за 18 суток. Впервые транспорт­ ное судно было проведено высокими широта­ ми из Мурманска до района Берингова пролива на два месяца раньше обычного срока плава­ ния судов через пролив Вилькицкого и морем Лаптевых. На обратном пути «Сибирь» направилась от мыса Шелагского на северо-запад и успешно преодолела тяжелый Айонский ледовый мас­ сив. В точке 77° северной широты и 163°во- сточной долготы ледокол остановился у ледя­ ного «острова» для выгрузки оборудования, предназначенного для научной дрейфующей станции «Северный полюс-24». Затем «Сибирь» направилась неизведанным путем к северной оконечности архипелага Северная Земля. 1 июля ледокол миновал мыс Арктический и вышел в Карское море. На этом экспедиция завершила работу, а атомоход включился в проводку судов по Северному морскому пути. Руководитель высокоширотного экспериментального рейса, заместитель начальника Администрации Север­ ного морского пути Б. С. Майнагашев, капитан а/л «Си­ бирь» В. К. Кочетков (справа налево)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz