Советские атомные ледоколы / Мурм. мор. пароходство ; [сост. Б. М. Соколов и др.]. - Москва : Мортехинформреклама, 1988. - 79, [1] с. : ил.
Руководитель экспериментального рейса к Северному полюсу, министр морского флота Т. Б. Гуженко и капитан а/л «Арктика» Ю. С. Кучиев ВЕРШИНА ЗЕМНОГО ШАРА ПОКОРЕНА В навигацию 1977 г. на долю экипажа «Аркти ки» выпала ответственная и почетная миссия - поход в район Северного полюса. 9 августа атомоход под флагом министра морского флота Т. Б. Гуженко, руководившего экспеди цией, после перезарядки реакторов и тщатель ной подготовки вышел из Мурманска и взял курс к северной оконечности Новой Земли. В состав экспедиции вошли ученые-исследова- тели различных специальностей. Миновав пролив Вилькицкого, «Арктика» в мо ре Лаптевых по 130-му меридиану повернула на север. 15 августа ледокол пересек 85° север ной широты и вошел в приполюсный район. 17 августа 1977 г. в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол, преодолев мощный ледяной покров Центрального полярного бас сейна, впервые в мире достиг в активном пла вании географической точки Северного полю са. За 7 суток 8 часов атомоход преодолел 2528 миль. Исполнилась вековая мечта моряков и полярных исследователей многих поколений. Экипаж и участники экспедиции отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятимет ровую стальную мачту, установленную на льду. За 15 часов, которые атомоход провел на вер шине Земли, ученые выполнили комплекс ис следований и наблюдений. Перед уходом с по люса моряки спустили в воды Северного Ледо витого океана памятную металлическую плиту с изображением Государственного герба СССР. Моряки, ученые, летчики - все, кто принимал участие в подготовке и проведении высокоши ротного плавания, посвятили свою победу 60- летию Великой Октябрьской социалистической революции. Руководитель экспедиции - министр морского флота Т. Б. Гуженко и капитан атомохода Ю. С. Кучиев радировали ЦК КПСС и Советско му правительству: «В ходе экспериментального рейса все систе мы ледокола работали нормально, в заданных режимах. Выполнены в полном объеме запла нированные экспедицией эксперименты. Полу чен ценный научно-практический материал, ко торый после обработки будет использоваться в целях дальнейшего продления навигации по национальной транспортной магистрали - Се верному морскому пути и для развития высо коширотных перевозок между восточными и западными районами бурно развивающейся экономики Севера и Дальнего Востока в соот ветствии с решениями XXV съезда КПСС». Мировая печать, ученые и специалисты зару бежных стран высоко оценили успех высоко широтной экспедиции на атомном ледоколе «Арктика». Отмечались техническая мощь и со вершенство советского кораблестроения, вы сокий уровень развития науки в СССР, мастер ство и мужество советских моряков. Коммунистическая партия и Советское прави тельство за подвиг и мужество наградили орде нами и медалями всех участников рейса и большую группу специалистов, которые обеспечивали экспедицию. Звания Героя Социалистического Труда были удостоены: АСХАДУЛЛИН Ф. Ф. - старший мастер АППУ атомного ледокола «Арктика»; ГУЖЕНКО Т. Б. - руководитель эксперимен тального рейса, министр морского флота; КУЧИЕВ Ю. С. - капитан атомного ледокола «Арктика»; ПАШНИН О. Г. - главный инженер-механик атомного ледокола «Арктика»; ХЛОПКИН Н. С. - член-корреспондент АН СССР. 14 сентября 1977 г. атомный ледокол «Арк тика» был награжден орденом Октябрь ской Революции. На следующем развороте 1. 17 августа 1977 г. Через несколько минут Государст венный флаг СССР будет поднят на Северном полюсе 2. Слева направо: дублер капитана В. А. Голохвастов, ми нистр морского флота Т. Б. Гуженко, капитан а/л «Аркти ка» Ю. С. Кучиев, член-корреспондент Академии наук СССР Н. С. Хлопкин 3. На память о Северном полюсе 4. «Арктика» на вершине Земли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz