Советские атомные ледоколы / Мурм. мор. пароходство ; [сост. Б. М. Соколов и др.]. - Москва : Мортехинформреклама, 1988. - 79, [1] с. : ил.

Руководитель экспериментального рейса к Северному полюсу, министр морского флота Т. Б. Гуженко и капитан а/л «Арктика» Ю. С. Кучиев ВЕРШИНА ЗЕМНОГО ШАРА ПОКОРЕНА В навигацию 1977 г. на долю экипажа «Аркти­ ки» выпала ответственная и почетная миссия - поход в район Северного полюса. 9 августа атомоход под флагом министра морского флота Т. Б. Гуженко, руководившего экспеди­ цией, после перезарядки реакторов и тщатель­ ной подготовки вышел из Мурманска и взял курс к северной оконечности Новой Земли. В состав экспедиции вошли ученые-исследова- тели различных специальностей. Миновав пролив Вилькицкого, «Арктика» в мо­ ре Лаптевых по 130-му меридиану повернула на север. 15 августа ледокол пересек 85° север­ ной широты и вошел в приполюсный район. 17 августа 1977 г. в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол, преодолев мощный ледяной покров Центрального полярного бас­ сейна, впервые в мире достиг в активном пла­ вании географической точки Северного полю­ са. За 7 суток 8 часов атомоход преодолел 2528 миль. Исполнилась вековая мечта моряков и полярных исследователей многих поколений. Экипаж и участники экспедиции отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятимет­ ровую стальную мачту, установленную на льду. За 15 часов, которые атомоход провел на вер­ шине Земли, ученые выполнили комплекс ис­ следований и наблюдений. Перед уходом с по­ люса моряки спустили в воды Северного Ледо­ витого океана памятную металлическую плиту с изображением Государственного герба СССР. Моряки, ученые, летчики - все, кто принимал участие в подготовке и проведении высокоши­ ротного плавания, посвятили свою победу 60- летию Великой Октябрьской социалистической революции. Руководитель экспедиции - министр морского флота Т. Б. Гуженко и капитан атомохода Ю. С. Кучиев радировали ЦК КПСС и Советско­ му правительству: «В ходе экспериментального рейса все систе­ мы ледокола работали нормально, в заданных режимах. Выполнены в полном объеме запла­ нированные экспедицией эксперименты. Полу­ чен ценный научно-практический материал, ко ­ торый после обработки будет использоваться в целях дальнейшего продления навигации по национальной транспортной магистрали - Се­ верному морскому пути и для развития высо­ коширотных перевозок между восточными и западными районами бурно развивающейся экономики Севера и Дальнего Востока в соот­ ветствии с решениями XXV съезда КПСС». Мировая печать, ученые и специалисты зару­ бежных стран высоко оценили успех высоко­ широтной экспедиции на атомном ледоколе «Арктика». Отмечались техническая мощь и со­ вершенство советского кораблестроения, вы­ сокий уровень развития науки в СССР, мастер­ ство и мужество советских моряков. Коммунистическая партия и Советское прави­ тельство за подвиг и мужество наградили орде­ нами и медалями всех участников рейса и большую группу специалистов, которые обеспечивали экспедицию. Звания Героя Социалистического Труда были удостоены: АСХАДУЛЛИН Ф. Ф. - старший мастер АППУ атомного ледокола «Арктика»; ГУЖЕНКО Т. Б. - руководитель эксперимен­ тального рейса, министр морского флота; КУЧИЕВ Ю. С. - капитан атомного ледокола «Арктика»; ПАШНИН О. Г. - главный инженер-механик атомного ледокола «Арктика»; ХЛОПКИН Н. С. - член-корреспондент АН СССР. 14 сентября 1977 г. атомный ледокол «Арк­ тика» был награжден орденом Октябрь­ ской Революции. На следующем развороте 1. 17 августа 1977 г. Через несколько минут Государст­ венный флаг СССР будет поднят на Северном полюсе 2. Слева направо: дублер капитана В. А. Голохвастов, ми­ нистр морского флота Т. Б. Гуженко, капитан а/л «Аркти­ ка» Ю. С. Кучиев, член-корреспондент Академии наук СССР Н. С. Хлопкин 3. На память о Северном полюсе 4. «Арктика» на вершине Земли

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz