Советские атомные ледоколы / Мурм. мор. пароходство ; [сост. Б. М. Соколов и др.]. - Москва : Мортехинформреклама, 1988. - 79, [1] с. : ил.

ПЕРВАЯ ПРОДЛЕННАЯ НАВИГАЦИЯ В 1966 г., после шестилетней эксплуатации ле­ докола, было принято решение заменить трех­ реакторную атомную энергетическую установ­ ку на двухреакторную - более мощную и со­ вершенную. При ее создании использовался богатый прак­ тический опыт, собранный такими опытными судовыми специалистами, как А. К, Следзюк, И. К, Мочешников, В. А, Мизгирев, В. В. Кара- теев, А. И. Соколов, А. М. Нецецкий, О. М. Хо­ ванский. С новым атомным сердцем, с новейшей авто­ матикой ледокол обрел как бы вторую моло­ дость. В 1970 г. Министерство морского флота и Мурманское морское пароходство приняли решение провести первую продленную навига­ цию на трассе Мурманск - Дудинка - Мур­ манск. Необходимо было определить возмож­ ности и условия проводки транспортных судов в этом районе Арктики в конце осени и начале зимы, в условиях полярной ночи. 14 ноября 1970 г. в районе Карских Ворот ато­ моход «Ленин» взял под проводку дизель- электроход «Гижига» с грузом для Норильско­ го горно-металлургического комбината. У Енисейского залива атомоход передал судно ледоколу «Капитан Белоусов» для дальнейшей его проводки по реке. В такие поздние сроки Дудинка еще никогда не принимала суда. На обратном пути, несмотря на сжатие и торосы, средняя скорость ледокола и проводимого им судна составляла около 8 узлов. 1 декабря «Ги­ жига» была выведена на чистую воду. Это был новый этап в истории полярного мо­ реплавания. С тех пор плавание из Мурманска в Дудинку и обратно в столь поздние сроки моряки стали называть продленными навига­ циями. С каждым годом количество судов на этой трассе увеличивалось, а навигация посте­ пенно продлевалась до января-февраля, пока не стала круглогодичной. 2 6 На коротком буксире

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz