Лялина, М. А. Русские мореплаватели арктические и кругосветные : путешествия В. Беринга, Г. Сарычева, Ф. П. ф.-Врангеля, гр. Ф. П. Литке, Пахтусова, А. Э. Норденшельда, И. Ф. Крузенштерна и Ф. Ф. Беллингсгаузена : с 100 рисунками и картою / обраб. по подлин. их соч. М. А. Лялиной. - Санкт-Петербург : издание А. Ф. Девриена, 1892. - [8], IV, 438, [1] с

ПУТЕШЕСТВІЕ ФЛОТА КАПИТАНА САРЫЧЕВА. 5 9 банкѣ. Въ 11 часовъ зыбь усилилась и одинъ большой валъ при- велъ буксируюіція шлюпки въ безпорядокъ и тѣмъ ослабилъ бук­ сиры. Судно вдругъ поворотилось бокомъ и черезъ минуту было уже на банкѣ. Сильный бурунъ съ пѣнящейся засыпью, разби­ ваясь о судно, вздымался выше марсовъ и силою своею то уда- рялъ въ дно и нодвигалъ судно къ берегу, то бросалъ его съ чрезвычайною силою съ боку па бокъ, отчего скоро сломило всѣ мачты. Никакой помощи подать было невозможно. Всѣ город- скіе жители, сбежавшись на берегъ, стояли противъ того мѣста, гдѣ разбивалось «Доброе Намѣрепіе». Но такъ какъ ни подъ- ѣхать, ни подойти къ нему, ни снять экипажъ на берегъ за великимъ буруномъ не было возможности, то и оставалось только однимъ смотрѣть, а другимъ ожидать смерти. Страшные валы, слѣдуя одинъ за другимъ, бросали судно изъ стороны въ сторону. Отъ сильнаго сотрясепія люди падали въ воду, а обломки мачтъ, реевъ и марсовъ летѣли во всѣ стороны и попадая въ утопаю- щихъ, давили многихъ изъ нихъ. Такое ужасное положеніе дли­ лось четыре часа, пока при отливѣ не сбыла вода и судно не перестало бить буруномъ. Тогда люди принялись выгружать всѣ припасы и осмотрѣвъ судно, нашли, что его можно еще почи­ нить. Къ несчастью, въ слѣдующіе два прилива, волненіе было такъ сильно, что судно окончательно повредилось и сдѣлалось ни­ куда иегоднымъ. Биллингсъ, посовѣтовавшись съ офицерами, рѣшился его сжечь, чтобы достать изъ него-, по крайней мѣрѣ, желѣзо. Вечеромъ, 10-го Сентября, жители Охотска могли лю­ боваться нежданною иллюминаціею, а команда— оплакивать ги­ бель судна, стоившаго столькпхъ трудовъ и издержекъ». Зыбь продолжалась трое сутокъ и «Славу Россіи» подрейфо- вало *) къ устыо. Экипажъ имѣлъ полное основаніе опасаться, *) Выраженіе: «дрейфуетъ судно» употребляется тогда, когда якорь не держитъ и тащится по дну моря.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz