Нансен, Ф. В страну будущего. Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море / Фритьоф Нансен ; авториз. пер. с норв. А. и П. Ганзен. – Петероград : Издание К. И. Ксидо, 1915. – 456 с., 3л. карт. : ил.

453 отрывочнымъ и случайнымъ наблюденіямъ, сдѣланнымъ различными мореплавателями. Нѣтъ сомнѣнія, что упомя­ нутый выше періодическія и систематичныя обслѣдованія помогутъ лучше разобраться въ этихъ условіяхъ, и про­ изведенные такимъ образомъ планомѣрныя наблюденія окажутъ неоцѣнимую услугу будущему судоходству по сѣверному морскому пути къ устьямъ двухъ великихъ рѣкь Сибири. Если снабдить упомянутые моторные катера безпрово- лочнымъ телеграфомъ, то они могли бы оказывать огром­ ную пользу, своевременно передавая сообщенія о состояніи льдовъ станціямъ безпроволочнаго телеграфа, которыя въ свою очередь передавали бы полученныя свѣдѣнія въ Европу или же судамъ, направляющимся въ Карское море. По входѣ въ Карское море суда эти могутъ также полу­ чать непосредственный сообщенія по безпроволочному те­ леграфу съ самихъ катеровъ, находящихся среди льда въ различныхъ мѣстахъ, что имѣло бы, разумѣется, громадное значеніе для навигаціи. Впрочемъ, для опредѣленія нахожденія льда и момен- тальнаго извѣщенія объ этомъ могутъ быть примѣнены еще съ большимъ успѣхомъ, чѣмъ эти моторные катера, аэропланы и гидропланы. Разстояніе между станціей без­ проволочнаго телеграфа у Мора-Сале на Ямалѣ и станціей у Югорскаго Шара не превышаешь 120 миль, т.-е. при­ близительно 220 километровъ, а отъ Ямала до станціи безпроволочнаго телеграфа на Вайгачѣ приблизительно 160 миль, или 300 километровъ. Разстоянія эти не превы- шаютъ того, сколько можетъ безъ труда пролетѣть совре­ менный аэропланъ. Если бы эти аэропланы разъ въ недѣлю совершали такіе болыніе перелеты, какъ, напримѣръ, отъ станціи у Мора-Сале до станціи у Югорскаго Шара или на Вайгачѣ, или въ обратномъ направленіи, то станціи эти, безъ сомнѣнія, могли бы передавать по телеграфу самыя точныя свѣдѣнія о мѣстонахожденіи льдовъ. Въ случаѣ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz