Нансен, Ф. В страну будущего. Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море / Фритьоф Нансен ; авториз. пер. с норв. А. и П. Ганзен. – Петероград : Издание К. И. Ксидо, 1915. – 456 с., 3л. карт. : ил.

228 въ церкви, всѣ вмѣстѣ произносили ютдѣльныя фразы. Скоро голосъ его поднялся еще выше, и ему самому при­ шлось подняться,—онъ выпрямился во весь ростъ. Теперь онъ, должно-быть, мнилъ себя близко къ небесному Богу, и въ голосѣ его послышались дикія ноты. Вдругъ за чумомъ залаяла собака. Шаманъ рѣзко остановился и смолкъ. По- томъ сѣлъ, пробурчавъ что-то о томъ, что ему помѣшала собака, а „это животное нечистое, потому что ѣстъ экскре­ менты1. Пришлось ему начинать сначала, и вотъ предста- вленіе повторилось во всѣхъ подробностяхъ—снова тотъ же монотонный напѣвъ, то же повышеніе голоса. Потомъ го­ лосъ снова сталъ болѣе пронзительнымъ, началъ дрожать и переливаться. Наконецъ онъ перешелъ къ прорицаніямъ; сказалъ, что въ чумѣ находится иностранецъ, потомъ человѣкъ близкій къ царю (должно-быть, Востротинъ, какъ членъ Думы) и наконецъ третій—хитрецъ, котораго надо остерегаться (вѣрно, онъ мѣтилъ на Лорисъ-Меликова, какъ дипломата!). Кромѣ того, онъ предсказалъ, что скоро начнется великая всеобщая война, но больше у насъ уже не было времени его слушать. Надо было ѣхать. Когда шаманъ надѣваетъ на себя полное облаченіе, во- кругъ него разставляются фигуры медвѣдей и другихъ лѣсныхъ обитателей. Если представленіе продолжается достаточно долго, шаманъ въ самомъ дѣлѣ впадаетъ въ полный экстазъ, который заражаетъ и зрителей, находя­ щихся въ чумѣ, такъ что всѣ въ концѣ концовъ стано­ вятся невмѣняемыми. Кастренъ говорить, что хотя остяки и христіане, но все же признаютъ трехъ могущественныхъ боговъ. Во-пер- выхъ, бога неба, котораго они называютъ Эсъ, богиню подземнаго царства, по имени Имля, и наконецъ бога земли, медвѣдя. Про медвѣдя они воображаютъ, что это не простой звѣрь, что обличье звѣря только маска, скры­ вающая человѣка божественной силы и знанія. То же пред-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz