Нансен, Ф. В страну будущего. Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море / Фритьоф Нансен ; авториз. пер. с норв. А. и П. Ганзен. – Петероград : Издание К. И. Ксидо, 1915. – 456 с., 3л. карт. : ил.

ют мнѣнія, имѣются жертвенники съ грубыми изображеніями боговъ изъ дерева, которыхъ они мажутъ оленьей кровью и которымъ приносятъ жертвы, справляя свои языческіе обряды. Есть у нихъ, навѣрное, и свои языческіе шаманы, поддерживающіе сношенія съ сверхъестественными силами природы и могущіе обращаться къ этимъ силамъ за по­ мощью въ случаѣ особой нужды. Большинство мужчинъ отличалось хорошимъ, крѣпкимъ тѣлосложеніемъ и ростомъ не ниже ямальскихъ само- ѣдовъ, нѣсколько напоминая послѣднихъ чертами лица. По большей части у нихъ совсѣмъ не было растительно­ сти на лицѣ, или же рѣдкіе волосы на верхней губѣ. Только у немногихъ подбородокъ и щеки были покрыты волосами. Женщины всѣ были ниже мужчинъ ростомъ и болѣе ясно выраженнаго азіатскаго типа. Несмотря на то, что былъ одинъ изъ многочисленныхъ православныхъ праздниковъ, и женщины не работали, всего двѣ - три изъ нихъ были одѣты по-праздничному: одна въ красную кофту, а другая въ темно-синюю съ крас­ ной оборкой. Остальныя были въ довольно неприглядныхъ потрепанныхъ одѣяніяхъ изъ оленьихъ шкуръ. Впрочемъ, эти рыбаки-самоѣды народъ отнюдь не зажиточный и въ общемъ сходны съ нашими финнами-поморами. Они сообщили намъ, что ихъ „князь“, жившій въ край- немъ чумѣ, пошелъ къ лѣсному купцу на западъ отъ ста­ новища по берегу, и намъ слѣдовало направиться туда же, если намъ желательно повидать его. У каждаго, даже маленькаго, самоѣдскаго племени или рода имѣется свой князекъ или старшина, ихъ глава и судья, на обязанности котораго лежитъ также сборъ и уплата подати (ясака) русскому правительству. Не успѣли мы принять рѣшеніе,—итти намъ или не итти разыскивать „князя“,—какъ одна изъ женщинъ при­ нялась снимать съ шестовъ чума потрепанныя оленьи шкуры, а затѣмъ убрала и самый остовъ, чтобы водру

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz