Нансен, Ф. В страну будущего. Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море / Фритьоф Нансен ; авториз. пер. с норв. А. и П. Ганзен. – Петероград : Издание К. И. Ксидо, 1915. – 456 с., 3л. карт. : ил.

99 въ IX в., да не только существовало, но уже достигло къ тому времени значительнаго развитія. Было бы однако ошибкою предполагать, что сѣверно-норвежская культура создалась независимо отъ опиравшейся на оленеводство культуры Азіи, разъ на всемъ протяженіи отъ Финмар- кена д о Восточной Сибири живутъ кочевники-оленеводы Связь между этими культурами несомнѣнна, и зародилось оленеводство скорѣе всего на востокѣ, въ великой Сибир-. ской тундрѣ, въ давно-минувшія времена, среди неизвѣст- наго первобытнаго племени, предшествовавшаго самоѣдамъ. Менѣе вѣроятно, но возможно, что оно возникло среди охотничьяго племени, говорившаго по-самоѣдски и насе- лявшаго сѣверную часть лѣсныхъ районовъ; мало-по-малу это племя начало приручать оленей и держать ихъ въ ка- чествѣ домашнихъ животныхъ; это и положило основаніе всей кочевнической культурѣ тундры *), Для насъ „самоѣдъ"—родовое названіе всѣхъ племенъ, говорящихъ по-самоѣдски; но ни одно изъ нихъ само не называетъ себя этимъ именемъ. Очевидно, слово это рус­ скаго происхожденія, и по смыслу его выходитъ, что са- моѣды поѣдаютъ самихъ себя или себѣ подобныхъ, т.-е. являются людоѣдами. Должно-быть, у русскихъ были свои основанія назвать такимъ именемъ туземцевъ, съ которыми они столкнулись на сѣверо-востокѣ Сибири, и вполнѣ возможно, что туземцы эти были способны во время голо- довокъ поѣдать своихъ мертвецовъ; обычай этотъ наблю­ дается во многихъ другихъ частяхъ свѣта. Впрочемъ, *) Кай Доннеръ вполнѣ присоединяется къ такой іо чк ѣ зрѣнія. Онъ полагаетъ, что оленеводство должно быть наслѣдіемъ первобытной сѣ- верноіі культуры, которую позже переселившійся въ тундру народъ усвоилъ себѣ, быть-можетъ, отъ уж е исчезнувшихъ первобытныхъ оби­ тателей великой тундры. Это не исключаетъ возможности гораздо болѣе шпрокаго распространенія оленеводства въ древнія времена. Поразительно во всякомъ случаѣ, что терминологія оленеводства у различныхъ народовъ имѣеть мало общаго. Это, пожалуй, указываетъ на то, что олень былъ съ древнѣйшихъ временъ въ ходу у всѣхъ этихъ народовъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz