Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.
52 СРЕДИ ЛЬДОВЪ И ВО МРАКЪ НОЧИ 28 сентября. Снѣгь и вѣтеръ. Сегодня насталъ день освобождения для собакъ; до сихъ иоръ онѣ вели по истинѣ жалкое существованіе на палубѣ, все на привязи, со времени нашего отъѣзда изъ Хабарова. Бурныя волны перекатывались черезъ иихъ и перебрасывали ихъ съ мѣста на мѣсто по палубѣ, при чемъ онѣ едва не затягивались на привязи; всякій разъ, когда мыли палубу, ихъ окачивали водой, онѣ страдали морского болѣзнію и принуждены были, и въ хорошую и дурную погоду, лежать на привязи. Такъ-то съ вами обращаются, чудныя животныя, съ вами, которыя въ минуту нужды должны служить намъ опорою! Когда придетъ этотъ часъ, вы, по крайней мѣрѣ на время, займете почетное мѣсто. Когда ихъ отвязали, онѣ пришли въ настоящій восторгъ: валялись въ снѣгу, чистились, терлись и бѣгали съ дикой радостью и громкимъ лаемъ по льду. Наша льдина, еще недавно столь одинокая и молчаливая, представляла теперь, благодаря ея внезапному заселенію, совершенно иную, веселую картину; молчаніе вѣковъ было нарушено. Съ этихъ норъ мы рѣшили привязывать собакъ на льду. 29 сентября. День рожденія д-ра Блессинга, въ честь котораго мы, конечно, устроили пиръ, который былъ нашимъ первымъ болыпимъ праздникомъ на суднѣ. Къ этому имѣлось двойное основаніе. Наше полуденное наблюденіе показало, что мы находимся подъ 79°5' сѣверной шир., слѣдовательно прошли еще одинъ градусъ впередъ. За обѣдомъу насъ было пять блюдъ; кромѣ того, на этотъ случай, была составлена болѣе разнообразная концертная программа изъ двадцати нумеровъ разныхъ пьесъ. Для 79° широты такой обѣдъ былъ вполнѣ приличенъ; а мы ихъ задавали не мало на «Фрамѣ», даже въ болѣе выс-окихъширотахъ. 30 сентября. Я далекъ отъ того, чтобы настоящую стоянку «Фрама» считать вполнѣ благопріятною для зимовки. Большая льдина у нашего праваго борта, къ которой мы пристали, имѣетъ, приблизительно противъ середины судна, отврати тельный выступъ, который въ случаѣ напора льда можетъ причинить судну серьез ное поврежденіе. Поэтому мы начали сегодня переводить пароходъ назадъ, въ мѣсто, гдѣ ледъ лучше. Работа эта одна изъ самыхъ тяжелыхъ. Открытый каналъ, бывшій кругомъ насъ, покрылся теперь довольно толстымъ льдомъ, который приходилось разрубать и раскалывать топорами, кирками и тюлень ими гарпунами. Затѣмъ пускается въ ходъ шпиль (воротъ), и мы проталкиваемъ судношагъ за шагомъ черезъ разломанную льдину. Температура сегодня вечеромъ— 12,6° С. Чудный заходъ солнца. 2 октября. Продвинули судно еще болѣе назадъ, пока не нашли для него удоб- наго мѣста по серединѣ недавно замерзшей полыньи. У лѣваго борта мы имѣемъ большую льдину, на которой привязано 35 собакъ. Эта льдина обращена къ намъ своимъ низкимъ—во всякомъ случаѣ не опаснымъ—краемъ. И вдоль праваго борта лежитъ низкій и неопасный ледъ, а между судномъ и льдинами, съ обѣихъ сторонъ, находится недавно замерзшая ледяная поверхность. Послѣдняя вслѣдствіе движенія судна сгромоздились подъ его дномъ, такъ что «Фрамъ» лежитъ какъ бы въ хоро шей постели. Послѣ обѣда, когда Свердрупъ, Юелль и я сидѣли въ каютѣ для картъ и плели линь для лота, въ каюту ворвался Генриксенъ, нашъ гарпунщикъ, съ крикомъ;— Медвѣдь,медвѣдь!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz