Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.

ЗИМНЯЯ І-ІОЧЬ 47 ГЛАВА ПЯТАЯ. 3 ИЖняя НОЧЬ. На этотъ разът повидимому, мы, дѣйствительно, плотно охвачены льдомъ, и я не надѣялся, чтобы «Фрамъ» могъ освободиться изъ него прежде, чѣмъ мы будемъ но другую сторону полюса, недалеко отъ Атлантическаго океана. Солнце съ каждымъ днемъ стояло на небѣ все ниже, и температура постоянно падала. Наступала долгая, наводящая такой страхъ, полярная ночь. Намъ не оставалось ничего другого, какъ приготовиться къ ея пріему, и мы постепенно превращали наше судно въ возможно болѣе уютную зимнююквартиру. Одновременно принимались нами всѣ возможный мѣры къ защитѣ отъ вреднаго влія- нія холода, отъ напора пловучаго льда и другимъ страшныхъ силъ природы, предъ которыми, какъ намъ пророчили, мы должны будемъ насть. Для предохраиенія руля отъ напора льда, мы его подняли кверху. Амундзенъ заботился о машинѣ, какъ будто она была его собственнымъ дѣтищемъ; каждую от- дѣльную часть ея онъ вынулъ, смазалъ и убралъ на зиму; маховое колесо, поршни и цилиндры тщательно осмотрѣлъ и хорошо вычистилъ. Я полагаю, что въ теченіе всѣхъ трехъ лѣтъ, безразлично—зимоюи лѣтомъ, врядъ-ли былъ день, когда бы онъ не спускался внизъ, не осматривалъ машину и не поправлялъ у нея что-нибудь. Въ трюмѣ мы устроили столярную мастерскую. Механическая мастерская была у насъ въ машинномъ трюмѣ; кузница помѣщалась первоначально на палубѣ, а за- тѣмъ на льду; заклепки, жестяныя работы производились, по большей части, въ каютѣ для картъ, кожевенныя, парусинныя и разныя другія—въ салонѣ. Позднѣе, когда намъ понадобился длинный линь для лота, мы устроили гран- діозный канатный заводъ. Всѣ инструменты, начиная съ самыхъ чувствительныхъ и кончая деревянными башмаками и топорищами, могли быть сдѣланы на Фрамѣ. Одновременно мы установили вѣтряную мельницу для приведенія въ движеніе динамо- машины и для снабженія насъ электрическимъ свѣтомъ. Пока судно находилось въ плаваніи, динамомашина приводилась въ движеніе паровой машиной, но уже давно мы вынуждены были освѣщать наши каюты керосиновыми лампами. Вѣтряная мельница была помѣщена у борта па передней палубѣ, между люкомъ и релингомъ. Всегда находилось какое-нибудь дѣло, и нетрудно было найти для каждаго работу, которая бы доставляла ему достаточно движенія и развлекала. То нужно была исправить что-нибудь на суднѣ, и въ его оснасткѣ, осмотрѣть паруса, снасти и т. п.; всякаго рода провіантъ доставался изъ ящиковъ въ трюмѣ и передавался повару; приходилось постоянно добывать ледъ — хорошій, чистый, прѣсный ледъ и относить его въ кухню, гдѣ его растопляли въ воду для пищи, питья и умыванія. Ігромѣ того, всегда оказывалась какая-нибудь нужная работа въ различныхъ мастерскихъ. То «кузнецу Ларсу» (Петерсенъ) приходилось выпрямлять подпорки большого бота, согнувшіяся подъ ударами волнъ въ Карскомъ морѣ, то требовалось сковать крюкъ, ножъ, капканъ для медвѣдя, спаять большое жестяное

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz