Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.
36 I СРЕДИ ЛЬДОВЪ И ВО МРАК® НОЧИ заснуть, но туманный картины, вызванныя воспомииапіями, мягко ложатся, какъ пухъ, на душу. Туманъ временами разсѣевается. На слѣдующій день были мы, наконецъ, снова готовы къ дальнѣйшему пла вание. Я пытался направить «Фрамъ» подъ паромъ противъ вѣтра и теченія; но послѣднее было бурно подобно горной рѣкѣ, и мы должны были зорко смотрѣть за рулемъ. Всякій разъ, какъ только мы давали «Фраму» немного больше ходу, онъ выказывалъ намѣреніе повернуть въ сторону, а со всѣхъ сторонъ, какъ намъ было хорошо нзвѣстно, находились мели и подводныя скалы. Промѣры производились безъ перерыва. Сначала мы, хотя и медленно,подвигались впередъ; но затѣмъ судно вне запно повернулось въ сторону и перестало слушаться руля. Лотъ указывалъ на мели. Въ то же мгновеніе раздалась команда: «Якорь!», и онъ съ шумомъ и громомъпо шелъ ко дну. Мы стали на глубинѣ 7 метровъ подъ кормой п 17 метровъ подъ носомъ. Это былъ какъ разъ надлежащій моментъ. Снова поставили «Фрамъ» въ надлежащее положеніе относительно вѣтра и нѣсколько разъ пытались идти противъ него, постоянносъ одинаковымъ результатомъ; въ концѣ-концовъ пришлось отка заться отъ этого намѣренія. Была еще возможность пройти проливомъ, но тамъ было очень мелко, и мы могли легко натолкнуться на подводпыя скалы. Было особенно досадно оставаться на мѣстѣ только изъ-за этого несчастнаго теченія, имѣя передъ собой открытое море, простирающее, быть можетъ, даже до мыса Челюскина,—этого вѣчнаго мыса, котораго мы ожидаемъ постоянно въ теченіе трехъ недѣль! Когда я. на слѣдующій день утромъ (23 августа) вышелъ иа палубу, насту пила зима. На палубѣ и снастяхъ лежалъ бѣлый снѣгъ; онъ же покрывалъ виднев шуюся землю и кружился хлопьями въ воздухѣ! Только 24 августа, отдавъ приказаиіе, чтобымашина развила такое давленіе, какое она только могла дать, и чтобы «Фраму» была придана возможно большая скорость, намъ удалось выйти изъ «клещей», какъ мы окрестили эту стоянку, и идти впередъ подъ паромъ и парусами. Въ продолженіе слѣдующихъ дней мы продолжали подвигаться на сѣверъ между окраиной льда и сушей. Вначалѣ свободный фарватеръ былъ широкъ, но далѣе онъ сдѣлался настолько узокъ, что, направляясь вдоль края льда, мы нерѣдко могли видѣть берегъ. Море очень глубоко, со всѣхъ сторонъ множество неизвѣстныхъ острововъ. 25-го августа я отмѣтилъ въ своемъ дневникѣ, что мы увидали семь острововъ (впослѣдствіи названные островами Скотъ-Гансена). Они были выше впдѣнныхъ нами прежде и состояли изъ ряда крутыхъ утесовъ. На нихъ находились неболыпіе ледники или фирновыя поля, а формы скалъ указывали ясно иа слѣды эрозіи льдомъ и снѣгомъ; въ особености это было замѣтно на самомъ крупномъ островѣ, на кото- ромъ видиѣлись даже наполненный наполовину снѣгомъ долины. ІІодъ 26-мъ авгу- стомъ у меня помѣщено въ дневникѣ: «Здѣсь нмѣется большое число неизвѣстныхъ острововъ, такъ что при попыткѣ разобраться въ нихъ умъ заходитъ за разумъ. Утромъ мы миновали скалистый островокъ, междудвумя утесами котораго я увидѣлъ еще два острова, которые я назвалъ по имени знаменитаго англійскаго.адмиралаи президента Лондонская Коро- левскаго Географическая Общества островами Клеменса Маркхама. Затѣмъ далѣе къ сѣверу виднѣлась еще земля или острова, названные островами Рингнеса, по имени одного изъ членовъ комитета экспедиціи, а еще болѣе острововъ было видно къ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz