Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.

ПРОІЦАНІЕ СЪ НОРВЕГІЕЙ 23 путь, но затѣмъ ледъ сталъ становиться плотнѣе, и повременамъ попадались тяжелыя ледяныя глыбы. Плыть при большомъ скопленіи льда и въ туманъ неблагоразумно. Не знаешь, куда его несетъ, и легко можешь быть совершенно имъ окруженнымъ. Намъ пришлось остановиться и выжидать. Но туманъ и ледъ становились все плот- нѣе. Надежда то возрастала, то ослабѣвала. То обстоятельство, что мы уже въ этомъ фарватерѣ, гдѣ въ это время года море бываетъ обыкновенно свободными., встрѣтили такъ много льда, не предвѣщало ничего хорошаго. Дѣйствительно, мы уже въ Тромзё и Варде получили дурныя вѣсти. Сообщали, что Бѣлое море только не­ задолго до того вскрылось ото льда, и что одно парусное судно, отправившееся, какъ и мы къ Югорскому Шару, должно было повернуть обратно изъ - за массы льдовъ. Съ ужасомъ думали мы о Карскомъ морѣ; что могло насъ тамъ ожидать? Мы уже собирались предпринять обратный путь изъ дѣлающагося все плотнѣе и плотнѣе льда, какъ вдругъ Свердрупъ сообщилъ радостную вѣсть, что туманъ проясняется и что впереди, на востокѣ, видно свободное море по другую сторону льда. Въ продолженіе нѣсколькихъ часовъ мы пробивались среди тяжелыхъ льдинъ, пока, наконецъ, снова не очутились въ морѣ, свободномъ ото льда. Мы теперь на опытѣ могли убѣдиться, какъ превосходно приспособленъ «фрамъ» для полярнаго плаванія. Управлять имъ среди тяжелаго льда доставляло истинное удовольствіе. Ни одинъ каналъ между льдинами не былъ для него слшпкомъ изви- листымъ, ни одна ледяная глыба не представляла неодолимаго препятствія. Для рулевого такое маневрированіе особенно тяжело. А «Фрамъ» качается и извивается между ледяными глыбами, не касаясь ихъ, если только имѣется малѣйшій для него проходъ. Гдѣ же такого прохода нѣтъ и судно наталкивается на ледъ, оно острымъ килемъ раздробляетъ его пополамъ. Даже идя на ледъ полнымъ ходомъ, «Фрамъ» не издаетъ ни треска, ни звука, только слегка дрожитъ. 29-го іюля мы шли по прежнему къ Югорскому Шару со скоростью, какую только допускали паръ и паруса. Открытое море лежало передъ нами; была пре­ красная погодапри хорошемъ вѣтрѣ. Мыбыстро шли уже нѣсколько часовъ впередъ; но земля все не показывалась Наконецъ послѣ долгихъ ожиданій у лѣваго борта показалась какъ будто низкая тѣнь надъ морскимъ горизонтомъ. Это земля, это островъ Вайгачъ! Скоро онъ сталъ больше, а вмѣстѣ съ тѣмъ и съ другой стороны, на югѣ сталъ обрисовываться берегъ. Все низкая, ровная земля; ни одной вершины, и она тянется какъ къ сѣ- веру такъ и къ югу. Мы на порогѣ своеобразной, безконечной азіатской низменности. Такъ вошли мы въ проливъ, ограниченный съ обѣихъ сторонъ пизкими скалистыми берегами. •Мы ищемъ глазами Хабарово, гдѣ насъ ждетъ Тронтгеймъ съ собаками. На южной сторонѣ берега показывается шестъ съ краснымъ флагомъ. За нимъ должно находиться Хабарово. Наконецъ изъ-за мыса выглянуло нѣсколько ностроекъ или амбаровъ; вскорѣ все мѣстечко открылось передъ нами съ чумами и избами. Вскорѣ мы замѣтили, что отъ берега отошла лодка и стала медленно прибли­ жаться къ намъ. Человѣкъ средняго роста, съ открытымъ добродушнымъ лицомъ и золотистой рыжей бородой, входитъ на палубу. Судя по наружности, его можно было принять за норвежца. Это былъ Тронтгеймъ. За нимъ появилось нѣсколько странныхъ фигуръ въ тяжелыхъ халатахъ или пескахъ изъ оленьихъ шкуръ. На

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz