Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.
6 8 СРЕДИ ЛЬДОВЪ И ВО МРАК'Ё НОЧИ корму на два метра и иривелъ судно въ наклонное ноложеніе. Сильный напоръ былъ также 10 и 11 іюня и только къ утру 13-го, ледъ разрыхлился на столько, что намъ удалось провести судно чрезъ самое узкое мѣсто канала. Ііогда пары были разведены, мы пошли по полыньѣ, покуда не встрѣтили хо рошего мѣста для стоянки. Тутъ оставались мы до 14-го числа, когда замѣтили проходъ къ Ю.-Ю.-З. и рѣшили направиться туда. Разведя пары и иавѣсивъ руль, мы тронулись полиымъ ходомъ къ узкому каналу, но пройти чрезъ пего оказалось невозможнымъ; края льда не поддавались толчкамъ судна. Пришлось отвести судно назадъ, къ прежнему мѣсту. Это было тѣмъ досаднѣе,что весь этотъ узкій про ходъ былъ не длиннѣе 3/* длины «Фрама». Здѣсь мы оставались до вечера 27-го іюня, когда ледъ сталъ еще рыхлѣе, и я рѣшилъ сдѣлать новую попытку форсировать проходъ. Разведя пары, мы напра вили судно въ 111/2 час. вечера къ узкому проходу и продолжали медленно проти скиваться до 2 час., пройдя за это время около двухъ мор. миль къ Ю.-В. Въ этотъ разъ мы воспользовались компаундъ-машиной и достигли хорошихъ результа- товъ. Она дѣлала 160 оборотовъ въ минуту, но при этомъ, конечно, угля потре блялось миого больше, почти вдвое обыкиовеннаго. Мы оставались тутъ съ недѣлю, и только 3-го іюля намъ удалось пройти еще 3 морск. мили по каналу къ ІО.Ю.З. Попытка была повторена въ ночь съ 6 -го на 7-е іюля, но мы подвинулись только на 1 мор. милю. Южный вѣтеръ, преобладавшій въ это время, держалъ ледъ тѣсно сплоченнымъ и о дрейфѣ нечего было и думать. Кромѣтого, съ половины іюня появилось силь ное теченіе вызываемое ириливомъ и отливомъ. Намъ не удалось, впрочемъ, удосто- вѣриться, имѣетъ ли это теченіе опредѣленное направленіе; иногда линь въ теченіе дня указывалъ на всѣ направленія компаса. Теченіе было однако очень сильнымъ и иногда настолько кружило льдины въ каналахъ, что способно было вызвать голово- круженіе у зрителя. ІІрыгающія льдины наносили иногда такіе сильные толчки судну, что непривязанные предметы падали и весь такелажъ содрогался. Море по прежнему было глубоко. 6 -го іюля, наприм., мы не могли достать дна на 3.000 м. глубины, а два дня спустя, на 83°2' с. ш., при иовомъ измѣре- ніи лотъ показалъ 3.400 м. 6 -го іюля удалось, съ болыпимъ трудомъ, продвинуть судно еще немногодалѣе, и какъ ни медленны были эти успѣхи, все таки это былъ прогрессъ, и я распо рядился поэтому, чтобы судно приводилось въ движеніе всякій разъ, когда предста вится случай нѣсколько подвинуть его къ югу. Однако, покуда мы мучились на этихъ короткихъ разстояніяхъ, наблюденіе 13-го іюля показало намъ, что мы въ дѣйствительности относимся назадъ и дошли снова до 83° 12;. При подобныхъ обстоятельствахъ странно былобы всетаки стре миться впередъ, но, какъ ни мрачнымъ представлялось намъ ближайшее будущее, мы все таки не унывали и были готовы воспользоваться первымъ удобнымъ .случаемъ для движенія. Поздно вечеромъ, 17-го іюля ледъ настолько порѣдѣлъ, что мы рѣшили раз вести пары. Правда, онъ скоро сталъ снова смыкаться, но мы все таки держали паръ, и—не обманулись. Въ 1 часъ ночи ледъ дѣйствительно сталъ настолько рых- лымъ, что мы могли сдѣлать около 3 миль въ южиомъ направленіи. Утромъ пе редъ нами оказалась громадная, на цѣлыя мили тянувшаяся глыба, которая задер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz