Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.

6 8 СРЕДИ ЛЬДОВЪ И ВО МРАК'Ё НОЧИ корму на два метра и иривелъ судно въ наклонное ноложеніе. Сильный напоръ былъ также 10 и 11 іюня и только къ утру 13-го, ледъ разрыхлился на столько, что намъ удалось провести судно чрезъ самое узкое мѣсто канала. Ііогда пары были разведены, мы пошли по полыньѣ, покуда не встрѣтили хо­ рошего мѣста для стоянки. Тутъ оставались мы до 14-го числа, когда замѣтили проходъ къ Ю.-Ю.-З. и рѣшили направиться туда. Разведя пары и иавѣсивъ руль, мы тронулись полиымъ ходомъ къ узкому каналу, но пройти чрезъ пего оказалось невозможнымъ; края льда не поддавались толчкамъ судна. Пришлось отвести судно назадъ, къ прежнему мѣсту. Это было тѣмъ досаднѣе,что весь этотъ узкій про­ ходъ былъ не длиннѣе 3/* длины «Фрама». Здѣсь мы оставались до вечера 27-го іюня, когда ледъ сталъ еще рыхлѣе, и я рѣшилъ сдѣлать новую попытку форсировать проходъ. Разведя пары, мы напра­ вили судно въ 111/2 час. вечера къ узкому проходу и продолжали медленно проти­ скиваться до 2 час., пройдя за это время около двухъ мор. миль къ Ю.-В. Въ этотъ разъ мы воспользовались компаундъ-машиной и достигли хорошихъ результа- товъ. Она дѣлала 160 оборотовъ въ минуту, но при этомъ, конечно, угля потре­ блялось миого больше, почти вдвое обыкиовеннаго. Мы оставались тутъ съ недѣлю, и только 3-го іюля намъ удалось пройти еще 3 морск. мили по каналу къ ІО.Ю.З. Попытка была повторена въ ночь съ 6 -го на 7-е іюля, но мы подвинулись только на 1 мор. милю. Южный вѣтеръ, преобладавшій въ это время, держалъ ледъ тѣсно сплоченнымъ и о дрейфѣ нечего было и думать. Кромѣтого, съ половины іюня появилось силь­ ное теченіе вызываемое ириливомъ и отливомъ. Намъ не удалось, впрочемъ, удосто- вѣриться, имѣетъ ли это теченіе опредѣленное направленіе; иногда линь въ теченіе дня указывалъ на всѣ направленія компаса. Теченіе было однако очень сильнымъ и иногда настолько кружило льдины въ каналахъ, что способно было вызвать голово- круженіе у зрителя. ІІрыгающія льдины наносили иногда такіе сильные толчки судну, что непривязанные предметы падали и весь такелажъ содрогался. Море по прежнему было глубоко. 6 -го іюля, наприм., мы не могли достать дна на 3.000 м. глубины, а два дня спустя, на 83°2' с. ш., при иовомъ измѣре- ніи лотъ показалъ 3.400 м. 6 -го іюля удалось, съ болыпимъ трудомъ, продвинуть судно еще немногодалѣе, и какъ ни медленны были эти успѣхи, все таки это былъ прогрессъ, и я распо­ рядился поэтому, чтобы судно приводилось въ движеніе всякій разъ, когда предста­ вится случай нѣсколько подвинуть его къ югу. Однако, покуда мы мучились на этихъ короткихъ разстояніяхъ, наблюденіе 13-го іюля показало намъ, что мы въ дѣйствительности относимся назадъ и дошли снова до 83° 12;. При подобныхъ обстоятельствахъ странно былобы всетаки стре­ миться впередъ, но, какъ ни мрачнымъ представлялось намъ ближайшее будущее, мы все таки не унывали и были готовы воспользоваться первымъ удобнымъ .случаемъ для движенія. Поздно вечеромъ, 17-го іюля ледъ настолько порѣдѣлъ, что мы рѣшили раз­ вести пары. Правда, онъ скоро сталъ снова смыкаться, но мы все таки держали паръ, и—не обманулись. Въ 1 часъ ночи ледъ дѣйствительно сталъ настолько рых- лымъ, что мы могли сдѣлать около 3 миль въ южиомъ направленіи. Утромъ пе­ редъ нами оказалась громадная, на цѣлыя мили тянувшаяся глыба, которая задер

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz