Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.

258 СРЕДИ ЛЬДОВЪ И ВО МРАКЕ НОЧИ положеніемъ льда, такъ какъ даже въ полдень было еще слишкомъ темно. Поверх­ ность снѣга была тверда и гладка, но нависшіе края сугробовъ были такъ обман­ чивы, что мы неоднократно спотыкались и падали внизъ головой. 7-го февраля Скотъ-Гансенъ, и Генриксенъ, Амундсенъ и я предприняли про­ гулку на лыжахъ къ сѣверу. Чѣмъ далѣе мы подвигались, тѣмъ ледъ становился болѣе раздробленнымъ и неровнымъ и, въ концѣ-концовъ, встрѣтивъ новый большой каналъ, намъ пришлось повернуть обратно. Утромъ на юго западѣ собралась темная облачная полоса, и туманъ сталъ настолько густой, что нелегко было найти дорогу обратно къ судну. Наконецъ мы услышали голосъ «Сусси» и съ вершины' одного ледяного холма увидѣли въ недалекомъ разстояніи бочку и гроссъ-стеньгу «Фрама», вырисовывавшіяся среди тумана. Какъ ни близко находились мы теперь отъ судна, намъ все-таки было довольно трудно до пего добраться. Намъ преграждалъ путь большой каналъ, образовавшійся за наше отсутствіе какъ разъ позади судна, и мы принуж­ дены были сдѣлать большой обходъкъ западу, прежде чѣмъ намъ удалось черезъ него перебраться. Остававшіеся на суднѣ разсказывали, что при образованіи канала судноиспытало сильный толчокъ, подобно тому, какъ это было при освобожденіи «Фрама» помощью взрыва. Ночыо, въ 121/ а часовъ, мы почувствовали новый толчокъ во льду. Выйдя па палубу, мы замѣтшш, что ледъ треснулъ приблизительно въ 30 м. позади судна, параллельно большомуканалу. Трещина шла вдоль блшкайшаго боль­ шого бота и, какъ разъ черезъ кучу каменняго углу. Среди канала на островѣ пла­ вала бочка и нѣсколько мѣшковъ съ углемъ. Намъ, однако, удалось вскорѣ прича­ лить островъ къ твердому льду и спасти весь уголь за исключеніемъ одно потонув­ шая мѣшка, зѣсомъ въ 50 кгм. Чтобы быть вполнѣ покойнымъ, я распорядился слѣдить почаще за нашимъ складомъ, во время смѣны каждой вахты, а въ случаѣ, если вновь возникнетъ давленіе, и чаще. 13-го февраля Генриксенъ, Амундсенъ и я отправились иа югъ, чтобъ изслѣ- довать состояніе льда въ этомъ нанравленіи. Мы нашли, что и тамъ онъ весьма перовенъ и изобилуетъ новыми каналами. Каналъ позади судна расширился въ теченіе первой половины дня и сталъ давать такую массу тумана, что мы скоро потеряли судно изъ виду. На слѣдующій день онъ расширился еще больше, а 16-го въ немъ проявилось очень сильное давленіе. Ледъ дрожалъ и шумѣлъ, какъ водопадъ, и и раскалывался на поверхности горизонтальными слоями. Напоры льда повторялись почти каждый день, и въ продолженіи долгая времени возникали новыя трещины и каналы. Затѣмъ ледъ оставался до 10-го апрѣля сравнительно спокойнымъ. Ночью на 15-е—давленіе въ каналѣ, вдоль лѣваго борта, было очень сильно, такъ что мы принуждены были вытащить лагъ-линь съ мѣшкомъ и перенести нзмѣрительный аппа­ рата въ другое мѣсто. Въ ту же ночь ледъ треснулъ подъдвумя складами провіанта, такъ что пришлось ихъ перетащить ближе къ судну. Утромъ 21-го насъ снова разбудилъ сильный напоръ льда за кормой судна. Нордаль явился ко мнѣ съ извѣстіемъ, что ледъ угрожаетъ опрокинуться черезъ судно. Оказалось, что громадная льдина была выперта позади судна за край льда и, продолжая безпрепятственно скользить дальше, почти натыкалась на корму. Однако «Фраму» приходилось не разъ испытывать такіе толчки, онъ и теперь выдержалъ иатискъ. Ледъ разбился о крѣпкую корму, и обломкиего лежали по обѣимъ сторо- намъ судна на одинаковой высотѣ съ краемъ полу-палубы, достигая бизань-ванты. Судно лежало теперь почти свободно въ своемъ ложѣ, тогда какъ вокругъ былъ раз-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz