Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.

отъ 15 августа 1895 г. до 1 января 1896 г. 251 лось теперь въ весьма неудобномъ положеніи, имѣя по обѣ стороны по высокому ледяному холму, которые ущемили его ва протяженіи 9 метровъ и подняли на вы­ соту 20—25 сант. Приблизительно черезъ полчаса давленіе прекратилось, и затѣмъ «Фрамъ» опустился въ свое прежнее положеніе. Всякій разъ, какъ появлялись признаки ледянаго давленія, мы старались от­ вести судно возможно дальше отъ опаснаго пункта, что намъ иногда и удавалось. Но въ бурную погоду и при южныхъ вѣтрахъ, преобладавшихъ въ это время, часто было рѣшительно невозможно сдвинуть судно, такъ какъ оно своимъ тяжелымъ таке- лажемъ и высокой парусинной крышей представляло слишкомъ большую площадь для вѣтра. Зачастую всѣхъ нашихъ силъ было недостаточно, чтобы подвинуть судно даже на одинъ сантиметръ, причемъ причалы и троссы то и дѣло обрывались. 22 августа намъ наконецъ удалось отвести судно немного далѣе, такъ что мы могли надѣяться охранить его отъ новаго ледяного напора. Ііогда ледъ вскорѣ послѣ этого сдѣлался рыхлѣе и раздробился въ большей степени, чѣмъ прежде, мы пред­ приняли еще разъ попытку подвинуть судно дальше. Но намъ пришлось вскорѣ от­ казаться отъ этого намѣреиія, такъ какъ между двумя большими льдинами оставалось слишкомъ мало мѣста. Мы лежали на томъ же мѣстѣ до 2 сентября; въ это время съ запада дулъ сильный вѣтеръ, иногда съ проливнымъ дождемъ. Вечеромъ 30 августа разразился надъ нами страшный ливень, освободившій снасти отъ ледяной коры и причинившій намъ немало страха шумнымъ паденіемъ ледяныхъ осколковъ на палубу и парусинный навѣсъ. Наше «Спасеніе.» было къ этому времени основательно вспахано, взборонено и высушено вѣтромъ, дождемъ, напоромъ льда и другими подобными неутомимыми ра­ бочими. Затѣмъ наступила скучная работа переноски предметовъ на судно, вызвавшая необходимый раздѣленія на части всѣхъ занасовъ «Спасенія», такъ чтопространство, оставшееся теперь для насъ самихъ, значительно уменьшилось и съузилось. Уменьшившееся отъ непогоды «Спасеніе» представляло изъ себя теперь удли- ненно-четырехъ-угольную льдину, съ длин ой стороной йъ направлены съ востока къ западу, и окруженную кольцомъ болѣе или менѣе открытыхъ трещинъ и кана- ловъ. «Фрамъ» лежалъ на сѣверной сторонѣ ея, по близости отъ сѣверно-восточнаго угла, обращенный носомъ къ запасу, За кормой лежала большая льдина, отдѣленная отъ угла нашей глыбы уакимъ каналомъ, на этой льдинѣ кромѣ другихъ предметовъ, мы помѣстили часть нашего запаса угля. Далеко вдали, на западѣ, все еще плылъ Большой холмъ. Въ то время, какъ другія стороны «Спасенія» были приблизительно прямоли­ нейны, восточная сторона образовала вогнутую дугу или заливъ, представлявшій изъ себя прекрасную зимнюю стаянку для «Фрама». Но не было никакой возможности провести туда судно, пока каналъ между «Спасеніемъ» и льдиной, лежавшей къ востоку, оставался закрытымъ. Только подъ вечеръ 2 сентября ледъ порѣдѣлъ нако­ нецъ настолько, что мы могли сдѣлать попытку. Припомощинашей собачьей упряжи намъ удалось протащить «Фрамъ» на длину судна къ востоку, но въ данный мо­ ментъ оказалось невозможнымъ подвинуть его еще дальше, такъ какъ вновь образо­ вавшейся ледъ (морозъ доходилъ до 5 ° Д.) сдѣлался уже довольно толстымъ и илот- нымъ. Не помогла и пущенная въ ходъ ледяная пила, такъ какъ рыхлый ледъ ока­ зывался слишкомъ глубокимъ и мы не могли удалить въ сторону или подъ льдины его обломки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz