Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.
2 5 0 СРЕДИ ЛЬДОВЪ И ВО МРАК'В НОЧИ Запасъ угля имѣлся у насъ еще въ пзбыткѣ, приблизительно 100 тоннь; я полагалъ, что 20 тоннъ будетъ вполнѣ достаточнодля употребленія въ продолженіи шестимѣсячнаго пребыванія на льду. Поэтому мы наполнили такимъ количествомъ корзины, кадки и мѣшки и снесли ихъ на ледъ, вмѣстѣ съ 650 кгм. картофеля въ жестяныхъ ящикахъ, приблизительно 200 литровъ керосина, 400 литровъ гарнаго масла и 150 литровъ дегтя. Такъ какъ судно было еще сильно нагружено, то я хотѣлъ облегчить его, насколько это можно было сдѣлать, не подвергая опасности припасы, которые мы хотѣли отнести на ледъ. Послѣ того, какъ вѣтряная мельница была снята, намъ, конечно, не было надобности ни въ батареѣ, ни въ динамо-мащинѣ. Поэтому мы разобрали весь аппарата на части и упаковали ихъ съ лампами, пулями и другими принадлежностями. То же самое мы продѣлали и съ керосиновымъ двигателемъ, а равно разобрали ворота и вмѣстѣ съ другими тяжелыми предметами снесли на ледъ. Одинъ барказъ былъ уже спущенъ раньше; теперь мы сняли съ подпорокъ другой и втащили его на Большой холмъ. Но когда этотъ холмъ вскорѣ былъ отнесенъ на порядочное разстояніе, мы перенесли барказъ обратно вмѣстѣ съ другими предметами, лежавшими на холмѣ, и помѣстили ихъ на льдинѣ, къ которой былъ прикрѣпленъ «Фрамъ». На подпоркахъ отъ лодокъ мы устроили платформу изъ досокъ, для с-охра- ненія на ней въ теченіе зимы саней, каяковъ и другихъ предметевъ. 22 ноля мы сдѣлали два измѣренія глубины моря, въ первый разъ до 2.500 м., а во второй до 3.000 м., но въ оба раза не достали дна. Чтобы быть вполнѣ увѣ- ренными въ погруженіи линя, мы опускали его очень медленно, такъ что потребо валось 21 іі часа, чтобы дойти до глубины 3.000 м. 23 іюля мы опять мѣрили два раза глубину, при чемъ одинъ разъ опускали лота до 3.400 метр., но не достали дна, а другой разъ до 3.800 метр, и только тогда достали дно. Наконецъ, 24 іюля мы произвели еще одно измѣреніе, спустивъ веревку на глубину 3.600 м., но не достигнувъ дна, а потому заключили, что глубина колеб лется между 3.700 —3.800 м. 7 іюля докторъ отправился на паромѣ въ поиски за водорослями, но вернулся съ пустыми руками. Въ продолженіи этого лѣта встрѣча- лось удивительно мало водорослей; да и животныхъ въ водѣ было меньше, чѣмъ въ прошломъ году. - Освободившись изъ льда, «Фрамъ» находился нѣсколько дней въ очень хоро- шемъ положеніи среди полыньи; но ночыо 14 августа по расширившемуся за послѣд- нее время каналу подошла высокая ледяная глыба и застряла ме?кду бокомъ судно и внѣшнимъ краемъ полыньи такъ что послѣдняя была теперь совсѣмъ запружена. Такъ какъ намъ было неудобно имѣть столь близко отъ себя такого неудобиаго и опаснаго колосса, въ особенности еслибъ намъ пришлось всю осень и зиму простоять въ томъ же положеніи, то мы рѣшили удалить его. Скотъ-Гансенъ и Иордаль тот- часъ же принялись за дѣло и покончили съ нимъ въ нѣсколько дней. Въ субботу, 17 августа, послѣ полудня внезапно вокругъ насъ произошелъ довольносильный напоръ льда. Въ теченіе нѣсколькихъ минутъ корма судна была поднята на 30 сант., а носъ на 40. Спокойнобезъ всякаго шума и нисколько не накренившись, «Фрамъ» былъ приподнята, какъ перышко, вверхъ, — зрѣлище, бывшее столь же внушительнымъ, какъ и успокоительнымъ. На другой день ледъ снова немного разрыхлился и судно вновь лежало на водѣ. Въ такомъ положеніи оно оставалось до утра 21 августа, когда начался новый сильный напоръ. Судно находи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz