Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.
отъ 22 ноня до 15 августа . 1895 г. 247 этомъ суднополучило такое двнженіе, что одинъизъ канатовъ на его носу лопнулъ; вообще же сиускъ произошелъ насколько плавно, что лучшаго не могъ бы поже лать ни одинъ судостроитель. Мы прпкрѣнили корму къ краютвердаго льда при помощи особыхъ якорей, незадолго до того изготовленныхъ для этой цѣли нашимъ ку'знецомъ. Скотъ-Гансенъ и Петерсенъ едва не приняли, однако, при этомъ холодной ванны. Заложивъ мину подъ льдиной, они поместились на лодкѣ назади ея, чтобы поджечьфитиль. Ког’да льдина треснула, «Фрамъ» сѣлъ въ воду и остатокъ льдины, освободившись отъ тяжести въ 600 тоннъ, перевернулся, то сидѣвшіе въ лодкѣ оказались среди оиаснаго водоворотаизъ волнъ и ледяныхъ обломковъ. На лица ихъ, а въ особенности на лицо Петерсена, стоило посмотрѣть, въ то время какъ ихъ лодка вертѣлась въ этомъ дьявольскомъ котлѣ. Судно имѣло теперь легкій наклонъ на правый бокъ и сидѣло значительно легче, чѣмъ прежде, такъ что на правомъ борту освободились отъ льда три дубовыхъ планки, а на лѣвомъ н того больше. Насколько можно было видѣть, корпусъ судна нисколько не пострадалъ ни отъ многократныхъ и сильныхъ ледяныхъ напоровъ, которые имъ были испытаны, ни отъ педавняго своего спуска. Единственный недостатокъ заклю чался въ томъ, что оно постоянно давалотечь, такъ что часто приходилось пускать въ дѣло насосу. На нѣкоторое время оно стало, правда, почти непроницаемо, и мы было подумали, что мѣсто течи находится надъ поверхностью воды, но вскорѣ прищ- лось убѣдиться въ нашемъ заблужденіи, такъ какъ судно начало втягивать въ себя воду еще больше, чѣмъ прежде. Вообще же судно лежало теперь очень хорошо, лѣвымъ бортомъ къ ровному и довольно низкому краю льда, а правымъ къ открытому каналу. ІІослѣдній вскорѣ закрылся; осталось только узкое отверстіе приблизительно въ 200 метровъ длины и 180 метровъ ширины. Я желалъ только, чтобы скорѣе наступила зима и чтобы судно примерзло въ настоящемъ благопріятномъ положеніи. Но покуда еще былослиш- комъ рано, да притомъ во льду происходили еще значительный давленія. Намъ предстояло еще не мало борьбы, прежде чѣмъ «Фрамъ» заляжетъ въ своей зимней гавани. Нашъ дрейфъ во вторую половину іюня и большую часть іюля былъ въ общемъ удовлетворителенъ. Я привожу здѣсь слѣдующія наблюденія: Мѣсядъ. Число. Широта. Долгота. Направленіе вѣтра. іюнь 22 84° 32' 80° 58' С » 27 84° 44' 80° 35' С къ В » 29 84° 33' 79" 50' ВСВ ІІОЛЬ 5 84° 48' 75° 3' ЮВ » 7 84° 48' 74° 7' зюз » 12 8 4» 4 1 ' 76° 20' зюз » 22 84" 36' 72° 56' ССЗ » 27 84° 29' 73° 49' ЮЗ къ Ю » 31 84° 27' - ■ 76° 10' ЮЗ августъ 8 84° 38' 77° 36' сз t » 22 84° 9' 78° 47' юз » 25 84° 17' 7 go 2 ' В къ С сентябрь 2 84° 47' ■ 77° 17' ЮВ » 6 84° 43' 79° 52' юз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz