Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.
14 СРЕДИ ЛЬДОВЪ И ВО МРАКЪ НОЧИ къ тому, чтобылюбой цилнндръ могъ быть вынутъ, не нарушая дѣйствія двухъ другихъ; въ крайнемъ случаѣ можно было пользоваться даже однимъ цилиндромъ. Такимъ образомъ, отворялся ли одинъ или два клапана, можно было, по произволу, превратить ее въ компаундъ-машину высокаго или нпзкаго давленія. Несмотря на то, что съ цилиндрами ни разу ничего не случилось, мы неоднократно съ выгодою пользовались такимъ устройствомъ. Машина была въ 220 индикаторскихъ лоша- диныхъ силъ и могла при тихой погодѣ и легкой нагрузкѣ развивать скорость въ 6— 7 морскихъ миль въ часъ. Винты, пара которыхъ была у насъ въ запасѣ, имѣли по два крыла и были сдѣланы изъ чугуна. Запасными винтами намъ при шлось столь же мало воспользоваться, какъ и взятымъ съ собой запаснымъ рулемъ. Жилыя помѣщенія находились, какъ было сказано, назади, подъ верхней палубой и были такъ устроены, что нашъ общій салонъ, въ которомъ мы обѣдали и проводили большую часть времени, приходился посерединѣ, окруженный съ двухъ сторонъ каютами (см. черт. 2). Изъ нихъ четыре были односпальныя и двѣ четырех- спальныя. Такое размѣщеніе было избрано съ цѣлью лучше защитить салонъ окру жающими его помѣщепіями отъ внѣшняго холода. Кромѣ того, потолки, полы и стѣны повторной наслойкой были сдѣланы непроницаемыми и изолирующими тепло. Изнутри всѣ теплыя помѣщенія были выложены слоемъ непроницаемаго для воздуха линолеума, съ цѣлыо помѣшать теплому и сырому воздуху каютъ осаждаться на стѣнахъ въ видѣ влаги, которая скоро превратилась бы въ ледъ. Бока корабля были устланы осмоленымъ войлокомъ, затѣмъ шелъ пробковый слой, потомъ обшивка изъ еловыхъ планокъ, снова толстый слой войлока, затѣмъ линолеумъ и, наконецъ, снова досчатая обшивка. Потолки салона и каютъ подъ палубой были сдѣданы изъ нѣсколькихъ различныхъ слоевъ: воздухъ, войдокъ, еловое дерево, линолеумъ, слой оленьей шерсти, досчатая обшивка, снова линолеумъ, воздухъ и снова досчатая обшивка; вмѣстѣ съ досками палубы, имѣющими толщину въ 10 сант., всѣ эти слои вмѣстѣ представляютъ толщину около 38 сант. На доски пола гостиной была положена пробка пластомъ въ 15— 18 сант. толщины, на нее толстый паркетъ, а сверху линолеумъ. Окно на палубу, черезъ которое особен о легко могъ проникнуть холодъ, было защищено тройными рамами и разными другими приспособленіями. Благодаря такимъ предосторожностямъ, удалось вполнѣ избѣжать этого неудоб ства, и когда въ салонѣ затапливали печь, не оказывалось ни слѣда влаги, даже въ спальныхъ каютахъ. Впереди гостиной находилась кухня, а съ обѣихъ сторонъ послѣдней всходы на палубу. Для защиты отъ холода въ каждомъ изъ нихъ были устроены четыре неболынихъ, но солидныхъ двери, чрезъ которыя долженъ былъ пройти каждый, выходившій на палубу. Двери эти состояли изъ нѣсколькихъ слоевъ дерева, раздѣ- ленныхъ слоями войлока. Для большей задержки холоднаго воздуха, пороги у дверей сдѣланы были необычно высокими. Наверху, на полу-палубѣ, надъ кухней, между гротъ-мачтой и трубой, находилось впереди помѣщеніе для картъ (географическихъ), а назади — небольшой рабочій кабинетъ. Чтобы обезпечить суро на случай течи, корпусъ его былъ раздѣленъ внутри водонепроницаемыми перегородками на три отдѣленія. Сверхъ того, кромѣ обыкновенныхъ насосовъ, мы имѣли сильный центро- бѣжный насосъ, приводимый въ движеніе паровою машиной. Въ случаѣ надобности онъ могъ быть соединенъ съ любымъ помѣщеніемъ. «Фраыъ» былъ снабженъ электрическимъ освѣщеніемъ. Мы предполагали при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz