Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.

2 2 6 СРЕДИ ЛЬДОВЪ И ВО МРАКЪ НОЧИ пролагать себѣ путь. Наконецъ остающіеся вернулись на сушу, а всѣ уѣзжающія были въ сборѣ на судиѣ: изъ состава англійской экспедиціи здѣсь находились бота- никъ г. Фишеръ, фотографъ г. Чайльдъ, г. Бургесъ, финляидецъ Бломквистъ, затѣмъ Іогансенъ и я. Солнцевышло изъ облаковъ надъ мысомъ Флоры, когда мы, махая шляпами, посылали послѣднее прости шести нашнмъ недавиимъ товарищамъ, которые, какъ темное пятно, чернѣли на глыбѣ льда среди ледяной пустыни. Подъ паромъ и пару­ сами и при благопріятномъ вѣтрѣ мы 7 августа быстро понеслись на югъ по вол­ нующейся поверхности океана. Счастье благопріятствовало намъ. На пути къ мысу Флоры «Виндварду» приш­ лось сильно бороться со льдомъ, прежде чѣмъ онъ пробился и достигъ суши. И теперь намъ попадалось много льда, но онъ былъ рыхлый и пробиваться сквозь него было сравнительно легко. Въ нѣсколькихъ мѣстахъ намъ пришлось орако останавли­ ваться и пробивать себѣ дорогу при помощи машины. Но суднонаходилось въ хоро- шихъ рукахъ. Еапитанъ Браунъ, благодаря своему долголѣтнему опыту въ качествѣ китолова, умѣлъ справляться и не съ такими препятствіями, какъ этотъ тонкій ледъ, попадавшійся намъ здѣсь,—единственный встрѣчающійся въ этомъ морѣ. Пока вблизи было хоть немного льда, капитанъ сидѣлъ съ утра до вечера въ обсерваціонной бочкѣ. Онъ почти совсѣмъ не спалъ, повторяя не разъ, что ему необходимодоста­ вить насъ на родину раньше, чѣмъ придетъ «Фрамъ», такъ какъ онъ отлично пони- маетъ, какъ страшно перепугаются наши близкіе, если «Фрама» придетъ раньше насъ. Благодаря Брауну наше возвращеніе домой совершилось удивительно быстро и пріятно. Съ момента нашего вступленія на палубу, капитанъ дѣлалъ все возможное, чтобы мы чувствовали себя, какъ дома, и мы провели съ нимъ не мало, пріятныхъ часовъ, которые оба никогда не забудемъ. Но не одинъ только капитанъ относился къ намъ такимъ образомъ; каждый членъ этого славнаго экипажа оказывалъ намъ всяческое расположеніе. Все болѣе и болѣе мы приближались къ родинѣ. Мы могли уже считать дни и часы, остающіеся до того момента, когда мы достигнемъ первой норвежской га­ вани и вступимъ снова въ сношеніе съ міромъ. На основаніи своей опытности, пріобрѣтенной въ продолженіе многократныХъ поѣздокъ на сѣверъ, кап. Браунъ иришелъ къ заключенію, что черезъ ледъ вовсе не трудно здѣсь пробраться, если сперва идти въ юго-восточномъ направленіи, къ Но­ вой Вемлѣ, и что это—кратчайшая дорога къ открытому морю.Заключеніе капитана вполнѣ оправдалось. Пройдя 220 мор. миль среди льдовъ, мы, наконецъ, вышли въ открытое море, въ концѣ длиннаго залива, простиравшагося далеко къ сѣверу среди льда. Это было какъ разъ надлежащее мѣсто; еслибы мы взяли немного восточнѣе или западнѣе, намъ пришлось бы, пожалуй,.пробиваться среди льда столько же не­ дель, сколько теперь мы употребили дней. Опять мы увидѣли передъ собойголубой океанъ и поплыли прямо по направленію къ Всрдё. Нельзя описать радостнаго чувства, овладѣвшаго нами, когда наши взоры мо­ гли вновь скользить по непрерывной голубой поверхности моря, въ то время, какъ судно съ каждымъ днемъ приближало насъ къ родинѣ. ІІогдамы однажды утромъ смотрѣли на море, наши взоры были прикованы какимъ-то предметомъ. Что бы это могло быть? Мы поспѣшили на мостикъ и стали смотрѣть въ подзорную трубу. Пер­ вое парусное судно? Подумайте только, мы опять находились въ водахъ, гдѣ пла-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz