Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.

6 СРЕДИ ЛЬДОВЪ И ВО МРАК'Б НОЧИ «Но это еще не все: въ Датскомъ проливѣ (между Ісландіей и Гренландіей) я нашелъ на льду большія количества ила, вынесеннаго, повидимому, сибирскими рѣками. «Сопоставляя все сказанное, мы принуждены придти къ заключенію, что гдѣ- нибудъ между полюсомъ и Землей Франца-Іосшфа проходить течете изъ Сибирскаго Ледовитаго моря къ восточному берегу Гренландіи. «Если обратиться къ разсмотрѣнію условій распредѣленія вѣтровъ и воз- дутнаю давлены надъ Полярнымъ моремъ, то, повидимому, изъ нихъ также слѣ- дуетъ возникновеніе теченія черезъ полюсъ въ указанномъ направленіи. Отъ Атлан- тическаго океана, къ югу отъ Шпицбергена и Земли Франца-Іосифа, простирается въ Сибирскій Ледовитый океанъ поясъ низкаго давленія (зона минимума). По извѣст- нымъ законамъ, на южной сторонѣ этого пояса вѣтры должны имѣть преимущественно паправленіе съ 3. на В.; это должно вызывать восточное теченіе вдоль сѣвернаго берега Сибири, которое, дѣйствптельно, и существуетъ. Вѣтры же сѣверной стороны зоны минимума должны дуть преимущественно въ направленіи съ В. на 3. и вызы­ вать, слѣдовательно, теченіе, направленное къ 3. и идущее, какъ показано раньше, черезъ полюсъ въ Гренландское море. «На основаніи всего этого я считаю вполнѣ возможнымъ попасть въ теченіе, проходящее черезъ полюсъ, съ той стороны отъ полюса, гдѣ оно направляется къ С., и съ помощью его проникнуть въ неизвѣстныя области. Если всѣ прежнія экспе- диціи не имѣли успѣха, то только потому, что онѣ направлялись въ моря, гдѣ суще­ ствуетъ теченіе на югъ; такимъ образомъ имъ приходилось бороться противъ теченія. «Мой планъ вкратцѣ таковъ. Я предполагаю построить судно возможно мень- шихъ размѣровъ и возможно большей крѣпости; оно должно имѣть какъ разъ такую величину, чтобы вмѣстить запасъ угля и провіанта для 12 человѣкъ на 5 лѣтъ. Судно примѣрно въ 170 тоннъ (брутто), я думаю, удовлетворитъ этимъ условіямъ. Оно должно имѣть машину такой силы, чтобы проходить въ часъ 6 морскихъ миль, но, кромѣ того, корабль долженъ быть снабженъ полнымъ запасомъ парусовъ. Самое важное въ такомъ суднѣ, это — чтобъ оно могло выдерживать давленіе льда. Оно должно имѣть настолько косые бока, чтобы ледъ, напирая на него, не могъ получить твердой опоры,—какъ это было въ случаѣ «Джаннеты» и другихъ судовъ, которыми располагали арктическія экспедиціи,—но, напротивъ того, поднималъ бы его вверхъ. По той же самой причинѣ судно должно быть невелико, такъ какъ, независимо отъ того, что съ такимъ судномъ легче маневрировать, оно, подвергаясь напору льда, скорѣе подымается вверхъ; къ тому же такому судну легче придать значительную крѣпость. Само собой разумѣется, что оно должно быть построено изъ отборнаго матеріала. Корабль такой формыи величины не будетъ хорошимъ и удобнымъ ходо- комъ въ морѣ, но это не имѣетъ большого значенія въ фарватерѣ, наполненномъ льдомъ, какъ интересующій насъ здѣсь. Правда, корабль долженъ пройти большой путь по открытому морю, прежде чѣмъ онъ проникнетъ въ высшія широты. Но настолько непригоднымъ онъ все-таки не будетъ, чтобы на немъ вообще нельзя было подвигаться впередъ, хотя пассажиры, страдающіе морского болѣзнію, и при­ нуждены будутъ заплатить дань морской богинѣ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz