Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.

УПОРНАЯ БОРЬБА 145 ^азъ, чтобы перенести и слѣдующія сани, подъ Іогансеномъ провалился ледъ, и онъ обѣими ногами попалъ въ воду—непріятное приключеніе. П начинаю все болѣе и болѣе убѣждаться, что слѣдуетъ повернуть назадъ Въ то время какъ трещина расширялась все болѣе и болѣе, я бѣгалъ вдоль нея, чтобы найти мѣсто для перехода, но напрасно. Такъ и стояли мы—одинъ съ одними санями на одной сторонѣ, а двое саней и промокшій человѣкъ на другой сторонѣ, а междуними трещина все расширявшаяся. Каяки нельзя было спустить, потому что, вслѣдствіе частаго опрокидыванія саней, они получили дыры, и въ настоящее время ими нельзя.было воспользоваться. Положеніе становилось критическинъ: я съ палаткой на одной сторонѣ, Іоган- сенъ, вѣроятно окоченѣвшій, на другой! Наконецъ, послѣ долгаго обхода, нашелъ я переходъ, по которому и перетащилъ сани, но итти дальше было совершенно не­ возможно, такъ какъ ноги Іогансена образовали сплошную массу льда, а его панта­ лоны были такъ изорваны, что нуждались въ немедленной почпнкѣ. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. У п о р н а я б о р ь б а . • 2 апрѣля. Намъ приходилось переносить много затрудненій, но худшія изъ нихъ были тѣ надоѣдливыя мелочи, съ которыми нужно было считаться каждый разъ пе­ редъ снятіемъ съ ночлега. Хотя я всталъ въ понедѣльникъ уже въ 7 часовъ вечера, чтобы приготовить завтракъ, но только въ два часа утра могли мы, наконецъ, вы­ ступить. Пришлось перегрузить кладь на саняхъ Іогансена, такъ какъ содержаніе одного мѣста подъ каякомъ бйло уже истрачено и нужно было замѣнить его другимъ мѣшкомъ съ хлѣбомъ; другой мѣшокъ нужно было зашить, такъ какъ изъ него вываливался пеммиканъ. При этомъ мы замѣтили, что прорвался еще мѣшокъ съ рыбной мукой, а едва мы починили его, какъ открыли дыру въ другомъ мѣшкѣ, которую предстояло также задѣлать, и т. д. Потомъ нужно было привести въ поря- докъ собачью сбрую, снова превратившуюся въ спутанную сѣть, а развязываніе узловъ и петель замерзшихъ и обледенѣлыхъ веревокъ оказывалось не особенно-то легкимъ. Южный вѣтеръ между тѣмъ достигъ силы, какъ мы его назвали на суднѣ— мельничнаго вѣтра, т. е. онъ дулъ со скоростью 6—7 метровъ въ секунду, и по­ гоняемые имъ мы снова тронулись въ путь. Сначала все шло хорошо, но затѣмъ стали встрѣчаться ледяные холмы, одинъ хуже другого. Около 8 или 9 часовъ утра мы сдѣлали привалъ для обѣда, отыскавъ защищенное мѣсто на подвѣтренной сторонѣ одного ледяного хребта. Мы разостлали нашъ спальный мѣшокъ и залѣзли въ него съ ѣдой; но я такъ утомился, что тотчасъ же заснулъ съ кускомъ хлѣба въ рукѣ. Ледяные хребты и только-что затянувшіяся полыньи съ сдвинутыми льдинами становятся съ обѣихъ сторонъ все хуже и хуже. Пролагать путь черезъ эти хребты требуетъ отчаянной работы. Лыжи безполезны, потому что между нагроможденными льдинами лежитъ слишкомъ мало снѣгу; приходится итти безъ нихъ. Притомъ въ густомъ туманѣ, когда все кругомъ одинаково бѣло, невозможно различить неровности и трещины, тѣмъ болѣе что пространства междуледяными глыбами покрыты тон-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz