Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.
УПОРНАЯ БОРЬБА 145 ^азъ, чтобы перенести и слѣдующія сани, подъ Іогансеномъ провалился ледъ, и онъ обѣими ногами попалъ въ воду—непріятное приключеніе. П начинаю все болѣе и болѣе убѣждаться, что слѣдуетъ повернуть назадъ Въ то время какъ трещина расширялась все болѣе и болѣе, я бѣгалъ вдоль нея, чтобы найти мѣсто для перехода, но напрасно. Такъ и стояли мы—одинъ съ одними санями на одной сторонѣ, а двое саней и промокшій человѣкъ на другой сторонѣ, а междуними трещина все расширявшаяся. Каяки нельзя было спустить, потому что, вслѣдствіе частаго опрокидыванія саней, они получили дыры, и въ настоящее время ими нельзя.было воспользоваться. Положеніе становилось критическинъ: я съ палаткой на одной сторонѣ, Іоган- сенъ, вѣроятно окоченѣвшій, на другой! Наконецъ, послѣ долгаго обхода, нашелъ я переходъ, по которому и перетащилъ сани, но итти дальше было совершенно не возможно, такъ какъ ноги Іогансена образовали сплошную массу льда, а его панта лоны были такъ изорваны, что нуждались въ немедленной почпнкѣ. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. У п о р н а я б о р ь б а . • 2 апрѣля. Намъ приходилось переносить много затрудненій, но худшія изъ нихъ были тѣ надоѣдливыя мелочи, съ которыми нужно было считаться каждый разъ пе редъ снятіемъ съ ночлега. Хотя я всталъ въ понедѣльникъ уже въ 7 часовъ вечера, чтобы приготовить завтракъ, но только въ два часа утра могли мы, наконецъ, вы ступить. Пришлось перегрузить кладь на саняхъ Іогансена, такъ какъ содержаніе одного мѣста подъ каякомъ бйло уже истрачено и нужно было замѣнить его другимъ мѣшкомъ съ хлѣбомъ; другой мѣшокъ нужно было зашить, такъ какъ изъ него вываливался пеммиканъ. При этомъ мы замѣтили, что прорвался еще мѣшокъ съ рыбной мукой, а едва мы починили его, какъ открыли дыру въ другомъ мѣшкѣ, которую предстояло также задѣлать, и т. д. Потомъ нужно было привести въ поря- докъ собачью сбрую, снова превратившуюся въ спутанную сѣть, а развязываніе узловъ и петель замерзшихъ и обледенѣлыхъ веревокъ оказывалось не особенно-то легкимъ. Южный вѣтеръ между тѣмъ достигъ силы, какъ мы его назвали на суднѣ— мельничнаго вѣтра, т. е. онъ дулъ со скоростью 6—7 метровъ въ секунду, и по гоняемые имъ мы снова тронулись въ путь. Сначала все шло хорошо, но затѣмъ стали встрѣчаться ледяные холмы, одинъ хуже другого. Около 8 или 9 часовъ утра мы сдѣлали привалъ для обѣда, отыскавъ защищенное мѣсто на подвѣтренной сторонѣ одного ледяного хребта. Мы разостлали нашъ спальный мѣшокъ и залѣзли въ него съ ѣдой; но я такъ утомился, что тотчасъ же заснулъ съ кускомъ хлѣба въ рукѣ. Ледяные хребты и только-что затянувшіяся полыньи съ сдвинутыми льдинами становятся съ обѣихъ сторонъ все хуже и хуже. Пролагать путь черезъ эти хребты требуетъ отчаянной работы. Лыжи безполезны, потому что между нагроможденными льдинами лежитъ слишкомъ мало снѣгу; приходится итти безъ нихъ. Притомъ въ густомъ туманѣ, когда все кругомъ одинаково бѣло, невозможно различить неровности и трещины, тѣмъ болѣе что пространства междуледяными глыбами покрыты тон-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz