Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.
новый годъ 1895 127 давленіе; но это во всякомъ случаѣ очень пріятно, такъ какъ труднопредставить себѣ, что бы произошло въ противномъ случаѣ съ собаками. ^ Сегодня послѣ обѣда Гансенъ опредѣлилъ мерйдіональную высоту, которая дала 83°34' сѣв. шир. Ура! Мы быстро несемся па сѣверъ, —13 минутъ съ по- недѣльника, и находимся теперь на самой сѣверной піиротѣ, которая когда либо была достигнута. ' Вчера мы спасали нашу жизнь съ мѣшкими на плечахъ, а сегодня пьемъ нуншъ и пируемъ, такъ перемѣичива судьба. 7 января. 'За день былъ слабый напоръ льда, но онъ продолжался недолго; затѣмъ все затихло. Сегодня продолжается откапываніе «Фрама»; мы, во всякомъ случаѣ, хотимъ освободитьотъ льда релингъ. Судно представляетъ при лунномъ освѣщеніи весьма внушительный видъ. Несомнѣнно, ледъ представляетъ изъ себя нѣчто вродѣтарана, но «Фрамъ» слишкомъ крѣпокъ, ни одно другое судноене могло бы выдержать такого нападенія. Менѣечѣмъ въ часъ ледъ можетъ выстроить рядомъ съ нами или надъ нами цѣлую стѣну, и чтобы выбраться изъ нея, намъ потребуется мѣсяцъ времени, если не больше. Это борьбакарлпковъ съ великаномъ, причемъ карлики принуждены прибѣ- гать къ хитрости и коварству, чтобъ уйти нзъ рукъ великана, который рѣдкоупу- скаетъ добычу. «Фрамъ»— это судно, которое со всею хитростью смастерили кар лики, чтобы вступить въ борьбу съ великаномъ, и въ то время, какъ они съ му- равьинымъ трудолюбіемъ работаютъ на палубѣ, великану достаточноповернуться на право или налѣво. И всякій разъ, какъ онъ повертывается, кажется, орѣховая скорлупка должна разлетѣться въ щепки и погибнуть на вѣки. Карлики однако по строили эту орѣховую скорлупку такъ искусно, что она ускользаетъ отъ смерто- носныхъ объятій. Когда я смотрю на эти мощныя ледяныя массы, движущіяся во кругъ насъ при лунномъ освѣщеніи, я вспоминаю древнія саги и миѳы о гигантахъ, о борьбѣТора въ Іотунгеймѣ, когда горы рушились съ громовымъ шумомъ, скалы разлетались въ дребезги и долины засыпались падающими камнями. Когда я смотрю на людей, которые стоятъ на ледяномъ холмѣ, рубятъ и роятъ, чтобы уда лить частицу этой массы льда, они представляются мнѣ меньше карликовъ, ни- чтожнѣе муравьевъ. Хотя муравьи и могутъ перетаскивать только по одному зер нышку, тѣмъ не менѣе съ теченіемъ времени они выстраиваютъ цѣлый муравей нику въ которомъ живутъ уютно, защищенные отъ бурь и зимы. Будь это на падете на «Фрамъ» даже дѣломъ самой адской силы, оно не могло бы быть ужас- нѣе. Глыба толщиной въ 2,з метра надвинулась на насъ со стороны лѣваго борта, взгромоздилась затѣмъ на льдину, въ которой лежитъ паше судно и своею тяжестью давитъ ее вглубь. Вмѣстѣ съ этою льдиной и «Фрамъ» подался внизъ, тогда какъ другая глыба на льду напирала на него снизу вверхъ, давила на судно въ его сред ней части и продолжала свой напоръ все время, пока судно оставалось еще вмерз- шимъ въ ледъ. Насколько я могу судить, трудно представить себѣ болѣе сильное давленіе, п поэтому нѣтъ ничего удивительнаго, что судно такъ стонало подъ нимъ; тЬмъ не менѣе, оно выдержало напоръ, освободилось отъ льда и снова поднялось. Кто станетъ теперь утверждать, что форма судна не имѣетъ большого значенія? Еслибы «Фрамъ» былъ построенъ иначе, мы бы не сидѣли теперь здѣсь. Нигдѣ во всемъ суднѣнельзя найти ни капли воды.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz