Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.

В В Е Д E H I E 3 Американецъ Пири (Peary) примѣнилъ на Гренландскомъ ледяномъ плат) совершенно другой способъ нутешествія, пользуясь возможно ыеныпимъ количествомъ людей и возможно болыпимъ количествомъ собакъ. Значеніе собакъ для путешествій на саняхъ было мнѣ яснымъ до моей поѣздки въ Гренландію, и если я тамъ ими не пользовался, то это произошло только отъ того, что мнѣ не удалось достать пригодныхъ ѣздовыхъ собакъ *). Третій способъ путешествія, примѣняемый въ изслѣдованіи арктическихъ странъ, можноназвать на лодкахъ и на саняхъ. Первымъ воспользовался этимъ способомъвъ дѣляхъ изслѣдованія Парри (Parry), который во время знаменитой своей попытки добраться до полюса, въ 1827-мъ году, оставилъ свой корабль на сѣверномъ берегу Шпицбергена и двинулся къ сѣверу съ лодками, которыя онъ тащилъ на саняхъ. Ему удалось пройти до 82°45', наивысшей широты, до которой еще никто до него не доходилъ; но отсюда ледяное поле, но которому онъ шелъ къ сѣверу, теченіемъ понесло къ югу, и ему пришлось вернуться. Но мало кому приходило въ голову воспользоваться примѣромъ эскимосовъ: жить на ихъ манеръ и, вмѣсто тяжелыхъ лодокъ, возить съ собою легко тащимые собаками каяки. Никто еще не сдѣлалъ попытки примѣнить этотъ способъ. При помощи всѣхъ этихъ различныхъ способовъ передвиженія, изслѣдователи старались проникнуть въ полярныя страны четырьмя различными путями: черезъ проливъ Смита, море междуГренландіей и Шпицбергеномъ, море у Земли Франца- Іосифа и Беринговъ проливъ. Путь, по которому чаще всего пытались въ ближайшее къ намъ время достигнуть полюса, былъ Смитовъ проливъ, по той причинѣ, что американскіе изслѣдователи слишкомъ поспѣшно стали утверждать, что существуетъ открытое полярное море, простирающееся, будто бы, необозримо на сѣверъ. Однако, всѣ экспедиціи были остановлены здѣсь громадными массами льдовъ, двигавшимися къ югу и напиравшими на берега. Важнѣйшая экспедиція, слѣдовавшая по этому пути, была англійская, дѣйствовавшая съ 1875 — 76 гг. подъ начальствомъ Нзрса (Nares) и снаряженная съ большими денежными затратами. Съ невѣроятными тру­ дами и лишеніями сопровождавшему Нэрса командору Іаркгаму удалось достигнуть наивысшей для того времени широты 83°20'. Этой экспедиціей, по мнѣнію Нэрса, была доказана навсегда невозможность достигнуть полюса по этому пути. Во время пребыванія въ тѣхъ же краяхъ экспедиціи Грили (Greely) въ 1881—84 гг., Локвудъ (Lockwood) проникъ только на четыре минуты сѣвернѣе Маркгама. До нашей экспедиціи это была самая сѣверная точка въ нашемъ полу- шаріи, которой коснулась нога человѣка. Въ морѣ междуГренландіей и Шпицбергеномъ дѣлались многія попытки достичь полюса. Но всѣмъ изсдѣдователямъ приходилось остановиться значительно южнѣе. Такъ, нѣмецкая экспедиція 1869 — 70 гг., посѣтившая тѣ же воды подъ начальствомъ Еолдевея (Koldewey), достигла на саняхъ вдоль восточнаго берега Гренландіи до 77° ш. Вдоль этого берега полярное теченіе несетъ къ югу громадныя массы льда, вслѣдствіе этого данная мѣстность является, несомнѣнно, одной изъ наименѣе благо - пріятныхъ для движенія къ полюсу. Лучше условія у Шпицбергена. Благодаря теп­ лому теченію, направляющемуся къ сѣверу вдоль западныхъ береговъ Шпицбергена, море остается здѣсь свободнымъ ото льда дальше 80°; несомнѣнно, въ этомъ мѣстѣ *) См. мое еочиненіе: «На яыжахъ черезъ Гренландік>>.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz