Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.

2 СРЕДИ ЛЬДОВЪ И ВО МРАКѢ НОЧИ въ море, что нерѣдко приходится итти по льду четыре и болѣе рей, чтобы до­ стигнуть суши. «Но эти ледяныя массы встрѣчаются болѣе къ сѣверу-востоку или къ сѣверу отъ суши, чѣмъ къ югу, юго-западу или западу... ...«Эти ледяныя массы имѣютъ странную природу. Иногда онѣ лежатъ такъ тихо, какъ только возможно, раздѣленныя полыньями или большими фіордами; по временамъ же онѣ плывутъ столь сильно и стремительно, что не отстаютъ отъ корабля, несомаго попутнымъ вѣтромъ, но онѣ плывутъ одинаково часто противъ вѣтра, какъ и по вѣтру». Прошли сотни лѣтъ, прежде чѣмъ снова стали предпринимать плаваніе вгі сѣ- верныя воды. На этотъ разъ выступили уже на борьбу со льдами другіе народы, въ особенности голландцы и англичане. Вѣря въ существованіе свободнагото льда моря на крайнемъ сѣверѣ, поляр­ ные европейскіе мореплаватели долго искали сѣверо-восточнаго и сѣверо-западнаго морскихъ проходовъ къ богатствамъ Катая (Китая) и Индіи. Ледъ всюду преграждалъ путь въ южныхъ широтахъ, тѣмъ не менѣе они искали прохода дальше къ сѣверу; наконецъ, стали искать дорогу черезъ самый полюсъ. Ііакъ ни нелѣпа была эта теорія, тѣмъ не менѣе она принесла большую пользу человѣчеству, такъ какъ, благодаря всѣмъ этимъ попыткамъ, наши знанія о землѣ значительно расширились. Слѣдовательно, никакой трудъ въ цѣляхъ изслѣдованія не остается безполезнымъ, даже когда онъ исходитъ изъ ошибочныхъ предположеній. По различнымъ дорогамъ, при помощи самыхъ разнообразныхъ средствъ пыта­ лись отважные моряки проникнуть въ это царство ночи. Первыя попытки были сдѣ- ланы на судахъ плохо приспособленныхъ, для .борьбы со льдомъ. Плохія суда древнихъ норманновъ, какъ и маленькія неуклюжія каравеллы первыхъ англійскихъ и голландскихъ полярныхъ мореплавателей, одинаковоне годились для подобныхъ прерріятій. Но мало-по-малу научились строить суда, болѣе нригодныя къ суще- ствующимъ условіямъ, и направлять ихъ смѣлѣе посреди наводящихъ ужасъ ледяныхъ глыбъ. Еще задолго до полярныхъ экспедицій необразованные народы сѣвера Азіи и Америки употребляли для разъѣздовъ по этимъ ледянымъ пустынямъ сани, въ кото­ рый запрягали собакъ. Уже въ семнадцатомъ и восемнадцатомъ столѣтіяхъ русскіе совершали весьма далекія путешествія на саняхъ и снимали карты сибирскихъ бе- реговъ отъ границъ Европы до Берингова пролива. Такія поѣздки они совершали не только вдоль береговъ, но и переходили по плывущему льду на, Ново-Сибирскіе острова :), даже еще сѣвернѣе, перенося при этомъ невѣроятныя лишенія. И въ Америкѣ санями уже давно воспользовались англичане для изслѣдованія береговъ Ледовитаго океана. Въ этихъ поѣздкахъ часто бывало, что сани тащились исклю­ чительно или отчасти людьми. Такимъ способомъАльбертъ Маркгамъ въ 1876 г. проникъ дальше всѣхъ въ полярныя страны. *) Ново-Снбирскіе острова посѣти.гь впервые въ 1770 г. купзцъ Ляховъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz