Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.
2 СРЕДИ ЛЬДОВЪ И ВО МРАКѢ НОЧИ въ море, что нерѣдко приходится итти по льду четыре и болѣе рей, чтобы до стигнуть суши. «Но эти ледяныя массы встрѣчаются болѣе къ сѣверу-востоку или къ сѣверу отъ суши, чѣмъ къ югу, юго-западу или западу... ...«Эти ледяныя массы имѣютъ странную природу. Иногда онѣ лежатъ такъ тихо, какъ только возможно, раздѣленныя полыньями или большими фіордами; по временамъ же онѣ плывутъ столь сильно и стремительно, что не отстаютъ отъ корабля, несомаго попутнымъ вѣтромъ, но онѣ плывутъ одинаково часто противъ вѣтра, какъ и по вѣтру». Прошли сотни лѣтъ, прежде чѣмъ снова стали предпринимать плаваніе вгі сѣ- верныя воды. На этотъ разъ выступили уже на борьбу со льдами другіе народы, въ особенности голландцы и англичане. Вѣря въ существованіе свободнагото льда моря на крайнемъ сѣверѣ, поляр ные европейскіе мореплаватели долго искали сѣверо-восточнаго и сѣверо-западнаго морскихъ проходовъ къ богатствамъ Катая (Китая) и Индіи. Ледъ всюду преграждалъ путь въ южныхъ широтахъ, тѣмъ не менѣе они искали прохода дальше къ сѣверу; наконецъ, стали искать дорогу черезъ самый полюсъ. Ііакъ ни нелѣпа была эта теорія, тѣмъ не менѣе она принесла большую пользу человѣчеству, такъ какъ, благодаря всѣмъ этимъ попыткамъ, наши знанія о землѣ значительно расширились. Слѣдовательно, никакой трудъ въ цѣляхъ изслѣдованія не остается безполезнымъ, даже когда онъ исходитъ изъ ошибочныхъ предположеній. По различнымъ дорогамъ, при помощи самыхъ разнообразныхъ средствъ пыта лись отважные моряки проникнуть въ это царство ночи. Первыя попытки были сдѣ- ланы на судахъ плохо приспособленныхъ, для .борьбы со льдомъ. Плохія суда древнихъ норманновъ, какъ и маленькія неуклюжія каравеллы первыхъ англійскихъ и голландскихъ полярныхъ мореплавателей, одинаковоне годились для подобныхъ прерріятій. Но мало-по-малу научились строить суда, болѣе нригодныя къ суще- ствующимъ условіямъ, и направлять ихъ смѣлѣе посреди наводящихъ ужасъ ледяныхъ глыбъ. Еще задолго до полярныхъ экспедицій необразованные народы сѣвера Азіи и Америки употребляли для разъѣздовъ по этимъ ледянымъ пустынямъ сани, въ кото рый запрягали собакъ. Уже въ семнадцатомъ и восемнадцатомъ столѣтіяхъ русскіе совершали весьма далекія путешествія на саняхъ и снимали карты сибирскихъ бе- реговъ отъ границъ Европы до Берингова пролива. Такія поѣздки они совершали не только вдоль береговъ, но и переходили по плывущему льду на, Ново-Сибирскіе острова :), даже еще сѣвернѣе, перенося при этомъ невѣроятныя лишенія. И въ Америкѣ санями уже давно воспользовались англичане для изслѣдованія береговъ Ледовитаго океана. Въ этихъ поѣздкахъ часто бывало, что сани тащились исклю чительно или отчасти людьми. Такимъ способомъАльбертъ Маркгамъ въ 1876 г. проникъ дальше всѣхъ въ полярныя страны. *) Ново-Снбирскіе острова посѣти.гь впервые въ 1770 г. купзцъ Ляховъ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz