Как был построен атомный ледокол «Ленин» / [отв. редакторы : А. А. Гайсенок, Я. Г. Темкин, М. К. Глозман]. - Ленинград : Судпромгиз, 1959. - 62,[2] с. : ил.

Строительство ледоколов и ледокольно-транспортных судов на заводе было связано с новым этапом в развитии советского судостроения — применением электросварки вместо клепки. Кол ­ лектив завода был одним из инициаторов этого новшества. Новый метод успешно испытали на строительстве ледоколов типа «Се­ дов». Ледоколы «Охотск», «Мурман», «Океан», при постройке которых широко применялась электросварка, показали прекрас­ ные эксплуатационные качества; их корпус ока зался более проч­ ным по сравнению с другими судами. Перед Великой Отечественной войной на заводе построили крупное ледокольно-транспортное судно «Семен Дежнев», кото­ рое сразу же после ходовых испытаний направилось в Арктику для вывода зазимовавших там караванов. Вслед за «Семеном Дежневым» было спущено на воду ледокольно-транспортное судно «Леваневский». После войны завод построил еще один ледокол и несколько самоходных паромов ледокольного типа. Тесная связь установилась между заводом и конструкторским бюро, разработавшим проекты новых ледоколов. И все же, к а ­ ким бы значительным ни был опыт, приобретенный коллективом в строительстве ледоколов, адмиралтейцы отдавали себе отчет в том, что постройка ледокола с атомной установкой потребует более совершенной технологии и новых методов труда. В самом деле, что значит построить ледокол с такой необыч­ ной энергетической установкой, как атомная? Это требует совер­ шенно новых решений при конструировании корпуса, меха­ низмов и всего остального судового оборудования. Возник, прежде всего, вопрос о том, ка к создать компактную атомную энергетическую установку, которая обладала бы и вы­ сокой мощностью, и большой живучестью в условиях качки, уд ар ­ ных нагрузок и вибраций. Далее, требовалось обеспечить безопасность команды ледо­ кола от вредного воздействия радиации, связанной с работой атомного реактора, тем более, что защита от атомной радиации при эксплуатации ледокола значительно сложнее, чем, например, на береговой атомной электростанции. Это понятно — на морском судне по техническим условиям нельзя устанавливать громоздкое и тяжелое защитное оборудование. Постройка атомного ледокола потребовала изготовления уникального энергетического оборудования, создания корпуса не­ бывалой до сих пор прочности, полной автоматизации процессов управления энергетической системой. Авторы проекта и конструкторы атомного ледокола не скры­ вали всех этих трудностей от строителей. И множество слож ­ ных технических вопросов пришлось решать совместно с уче­ ными инженерам, техникам и рабочим в ходе строительства атомохода. Но еще до того, как заводские строители приступили к работе, создатели проекта вновь и вновь обдумывали и обсуждали 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz