Как был построен атомный ледокол «Ленин» / [отв. редакторы : А. А. Гайсенок, Я. Г. Темкин, М. К. Глозман]. - Ленинград : Судпромгиз, 1959. - 62,[2] с. : ил.
Строительство ледоколов и ледокольно-транспортных судов на заводе было связано с новым этапом в развитии советского судостроения — применением электросварки вместо клепки. Кол лектив завода был одним из инициаторов этого новшества. Новый метод успешно испытали на строительстве ледоколов типа «Се дов». Ледоколы «Охотск», «Мурман», «Океан», при постройке которых широко применялась электросварка, показали прекрас ные эксплуатационные качества; их корпус ока зался более проч ным по сравнению с другими судами. Перед Великой Отечественной войной на заводе построили крупное ледокольно-транспортное судно «Семен Дежнев», кото рое сразу же после ходовых испытаний направилось в Арктику для вывода зазимовавших там караванов. Вслед за «Семеном Дежневым» было спущено на воду ледокольно-транспортное судно «Леваневский». После войны завод построил еще один ледокол и несколько самоходных паромов ледокольного типа. Тесная связь установилась между заводом и конструкторским бюро, разработавшим проекты новых ледоколов. И все же, к а ким бы значительным ни был опыт, приобретенный коллективом в строительстве ледоколов, адмиралтейцы отдавали себе отчет в том, что постройка ледокола с атомной установкой потребует более совершенной технологии и новых методов труда. В самом деле, что значит построить ледокол с такой необыч ной энергетической установкой, как атомная? Это требует совер шенно новых решений при конструировании корпуса, меха низмов и всего остального судового оборудования. Возник, прежде всего, вопрос о том, ка к создать компактную атомную энергетическую установку, которая обладала бы и вы сокой мощностью, и большой живучестью в условиях качки, уд ар ных нагрузок и вибраций. Далее, требовалось обеспечить безопасность команды ледо кола от вредного воздействия радиации, связанной с работой атомного реактора, тем более, что защита от атомной радиации при эксплуатации ледокола значительно сложнее, чем, например, на береговой атомной электростанции. Это понятно — на морском судне по техническим условиям нельзя устанавливать громоздкое и тяжелое защитное оборудование. Постройка атомного ледокола потребовала изготовления уникального энергетического оборудования, создания корпуса не бывалой до сих пор прочности, полной автоматизации процессов управления энергетической системой. Авторы проекта и конструкторы атомного ледокола не скры вали всех этих трудностей от строителей. И множество слож ных технических вопросов пришлось решать совместно с уче ными инженерам, техникам и рабочим в ходе строительства атомохода. Но еще до того, как заводские строители приступили к работе, создатели проекта вновь и вновь обдумывали и обсуждали 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz