Как был построен атомный ледокол «Ленин» / [отв. редакторы : А. А. Гайсенок, Я. Г. Темкин, М. К. Глозман]. - Ленинград : Судпромгиз, 1959. - 62,[2] с. : ил.

достаточно: ведь борьба со льдами требует большого расхода топлива. З а час мощный ледокол сжигает нередко до трех тонн нефти. Хотя запасы топлива составляют почти одну треть веса ледокола, в период арктической навигации судну приходится несколько раз заходить в базы, чтобы заправиться горючим. Были случаи, когда караваны судов зимовали в полярных льдах только потому, что запасы топлива на ледоколах иссякали раньше времени. Успехи советских ученых в деле мирного использования атом­ ной энергии позволили поставить на службу нашего народного хозяйства новый вид топлива. Советские люди научились исполь­ зовать энергию атома и на водном транспорте. Так родилась идея создания ледокола, движущегося при помощи атомной энергии. Эта идея осуществилась лишь после того, ка к в нашей стране вступила в строй первая в мире атомная электростанция и был накоплен необходимый опыт для дальнейшей работы по созданию атомных силовых установок. Коммунистическая партия и Советское правительство, по до ­ стоинству оценив достижения наших ученых, приняли решение о широком применении атомной энергии в народном хозяйстве. XX съезд КПСС нацелил на развертывание работ по созда­ нию атомных силовых установок для транспортных целей, на постройку ледокола с атомным двигателем. Речь шла о создании такого судна, которое очень долго может плавать без захода в порты за топливом. Ученые подсчитали, что атомный ледокол будет расходовать в сутки 45 граммов ядерного горючего — столько, сколько уме­ стится в спичечной коробке. Вот почему атомоход, практически имея неограниченный район плавания, сможет побывать за один рейс и в Арктике, и у берегов Антарктиды. Д л я судна с атомной энергетической установкой дальность расстояния — не пре­ пятствие. Почетная и ответственная задача постройки первого в мире атомного ледокола была возложена на Адмиралтейский судо­ строительный завод в Ленинграде. Когда весть об этом пришла на завод, адмиралтейцев охва­ тила радость и гордость за оказанное доверие: ведь им поруча­ лось новое необычное дело, и его следовало выполнить с честью. Коллектив Адмиралтейского завода знал, что справиться с этим важным заданием правительства будет нелегко. Ни в од ­ ной стране такого судна еще не строили. Учиться было не у кого. Предстояло в тесном содружестве с нашими учеными впервые разрешить ряд сложных технических проблем. Адмиралтейцы имели немалый опыт по ремонту и строи­ тельству ледоколов. Еще в 1928 г. они капитально отремонтиро­ вали «дедушку ледокольного флота» — знаменитый «Ермак». Его ремонт был для адмиралтейцев хорошей школой, позволившей в дальнейшем перейти к постройке ледоколов. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz