Как был построен атомный ледокол «Ленин» / [отв. редакторы : А. А. Гайсенок, Я. Г. Темкин, М. К. Глозман]. - Ленинград : Судпромгиз, 1959. - 62,[2] с. : ил.

ние. Я. Кремер и К- Поляков, — ветераны завода, в прошлом — судосборщики и бригадиры, — участвовали в постройке ледо- кольно-транспортного судна «Семен Дежнев» и других судов. — Многому научился я у Якова Ароновича Кремера и Кон­ стантина Кузьмича Полякова, — вспоминает К. Б о гд ано в .— — Однажды сдавал в техникуме экзамен по технологии, отве­ чаю на вопрос о стапельной сборке. Рассказываю, что мы теперь секции ставим уже оконтурованными в «чистый размер», без значительных припусков. А преподаватель спрашивает: «Кто у вас руководит работами? — Отвечаю: «Кремер и Поляков». Пре ­ подаватель улыбается: — «Хорошие учителя. Я и сам когда-то у них практику проходил. Д а и теперь об их опыте узнал из книги Полякова. Прекрасные специалисты». Когда на открытом партийном собрании корпусного цеха подводились годовые итоги строительства судна, коммунисты и беспартийные откровенно говорили как об успехах, так и о недо­ статках. Каждый близко к сердцу принимал все, что касалось положения дел на стапеле. Сборка носовой оконечности, •— сказал начальник цеха Александр Иванович Горбушин, — пока идет с отставанием. Мириться с этим нельзя. Установку оставшихся секций надо з а ­ кончить до конца месяца. Дав ай те подумаем, как этого добиться. Партийное собрание обязало всех коммунистов личным при­ мером показывать образцы своевременного и качественного выполнения задания, не мириться д аж е с малейшими недо­ статками. На стапеле по-прежнему царили горячие дни. Деловито хлопотали около судовых конструкций сборщики. То там, то здесь непрерывно вспыхивали сине-лиловые огни электросварки. Не умолкал обычный шум судостроительных работ. В чреве ледо­ кола, на самом дне корпуса, монтировались фундаменты для ме­ ханизмов. Оттуда доносилась «пулеметная дробь» пневматиче­ ских зубил, усиленная эхом металлической обшивки. Д а , здесь шел бой, бой мирного созидания! Р або та не прекращалась даже вечером; когда на город спускались сумерки, мощные прожек­ торы заливали светом стапель. Пока на стапеле воздвигался корпус, в различных цехах з а ­ вода изготавливались и монтировались детали, трубопроводы, приборы. Многие из них поступали с других предприятий. Вся страна щедро посылала адмиралтейцам свои дары — изделия для ледокола. Главные турбогенераторы строились на Харьков­ ском электромеханическом заводе, гребные электродвигатели — на ленинградском заводе «Электросила» имени С. М. Кирова, где над созданием уникальных механизмов трудилась бригада инже­ неров и техников, руководимая старейшим конструктором завода Кашиным. Такие электродвигатели создавались в СССР впервые. В цехах прославленного Кировского завода собирались паро­ вые турбины. Над заказом для атомохода здесь трудился боль­ 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz