Как был построен атомный ледокол «Ленин» / [отв. редакторы : А. А. Гайсенок, Я. Г. Темкин, М. К. Глозман]. - Ленинград : Судпромгиз, 1959. - 62,[2] с. : ил.

Прессы тоже были недостаточной мощности. Казалось, возникла неразрешимая проблема. При обсуждении этого вопроса предлагалось установить бо­ лее мощные краны. Некоторые, ссылаясь на недостаточную мощ­ ность кранового хозяйства и отсутствие нужных прессов, пред­ лагали обработку толстых крупногабаритных листовых деталей корпуса сложной конструкции передать другому заводу. Послед­ ний путь был прост и легок, но связан с непроизводительной тратой государственных средств. Принять такое предложение означало бы возить металл и шаблоны на сторону, а потом во­ зить детали обратно; пришлось бы терять много времени и средств. — Мы по такому пути не пойдем, — заявили работники корпу­ сообрабатывающего цеха. — Найдем другой выход! И, действительно, выход был найден. Старший технолог цеха Б. Федоров, начальник бюро технологической подготовки И. Ми­ хайлов, заместитель начальника цеха М. Леонов, мастер А. М а ­ каров, гибщики-новаторы И. Рогалев, В. Иванов, А. Гвоздев пред­ ложили обработку и гибку листов наружной обшивки ледокола производить, не прибегая ни к увеличению мощности кранового оборудования, ни к замене гибочных прессов. Опытные работы показали, что имеющееся на заводе оборудование вполне при­ годно для обработки металла. Так было сэкономлено около 200 тысяч рублей. Большие толщины обшивки ледокола требовали особого уме­ ния от рабочих при гибке деталей, так как на прессах, имевшихся на заводе, металл такой толщины холодной гибке ранее не под­ вергался. По инициативе инженеров В. Гуревича и Н. Мартынова обработка листов обшивки ледового пояса была освоена в корпу­ сообрабатывающем цехе, причем тяжелые ручные операции были полностью исключены. Объем сварочных работ на стапеле был очень велик: корпус ледокола — цельносварной. Кто-то произвел любопытный под­ счет: сколько швов придется заварить рабочим стапельного участка? Прикинули. Получилась немалая цифра: если все св ар ­ ные швы вытянуть в одну линию, то она протянется от Ленин­ града до Владивостока! Объем сварочных работ заставил серьезно задуматься над тем, как ускорить сварку конструкций. Решено было шире внедрить автоматическую и полуавтоматическую сварку. Свар ­ щики приступили к работе по новому методу. На заводской Доске Почета появились имена лучших рабочих и мастеров Н. Невского, И. Саминского, А. Комарова, С. Федо­ ренко, депутата Областного Совета А. Андроновой, Н. Шикарева, А. Калашникова и других, в совершенстве овладевших новым видом сварки. Следует рассказать еще об одном поучительном примере тес­ ного содружества рабочих, инженеров и ученых. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz